|
|
N°234, 20 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лидер нового тысячелетия
Южные корейцы проголосовали за Но
Имя нового президента Южной Кореи, который будет занимать этот пост ближайшие пять лет, уже известно. После предварительного подсчета бюллетеней стало ясно, что вчера большинство из почти 35 млн избирателей на выборах главы государства отдали предпочтение 56-летнему Но Му Хену, кандидату от правящей Демократической партии нового тысячелетия (ДПНТ). Как сообщили три телеканала страны, он обошел своего соперника -- лидера оппозиционной Партии великой страны 67-летнего Ли Хве Чана -- на 1,5--2,3%.
Всего же за высокий пост боролось шесть кандидатов в надежде сменить нынешнего главу государства Ким Дэ Чжуна, которому конституция предписывает освободить президентское кресло. Среди них -- бывший профсоюзный активист Квон Ен Гиль от прогрессивной Демократической рабочей партии, отстаивающий интересы рабочих и малоимущих слоев населения, экс-премьер-министр Ли Хан Дон, профессор Ким Ен Гю и буддийский монах Ким Гиль Со.
Бывший адвокат и правозащитник Но Му Хен говорил о необходимости «перестроить всю политическую систему страны, пораженную имперским стилем управления со стороны главы государства, межрегиональным и фракционным соперничеством». Ли Хве Чана поддерживали консервативные слои общества. За Но Му Хена выступали молодежь и настроенные на реформы избиратели. Руководитель Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Вадим Ткаченко в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» назвал Но Му Хена «человеком из народа», очень «искренним» и «прямодушным».
В центре предвыборной борьбы оказалась инициированная Ким Дэ Чжуном политика «солнечного тепла» в отношении КНДР, которая, по мнению оппозиции, привела к тому, что с Севера стала исходить ракетно-ядерная угроза. Ли Хве Чан выступал за жесткий подход к Пхеньяну, увязывая предоставление тому помощи с прекращением ядерной программы.
Между тем Но Му Хен говорил о «сбалансированном» продолжении межкорейского сближения и решительно возражал против изоляции КНДР. Так что окончательные результаты выборов обязательно скажутся на отношениях Северной и Южной Кореи. А вот в подходах официального Сеула к России (тема отношений с Россией отсутствовала в предвыборных лозунгах всех кандидатов, хотя насчет США они высказывались активно) вряд ли произойдут какие-либо заметные изменения.
Ситуацию с выборами в Корее спецкору газеты «Время новостей» Катерине ЛАБЕЦКОЙ комментирует заведующий сектором «Общих проблем АТР» Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Александр ФЕДОРОВСКИЙ:
-- Результаты выборов было трудно прогнозировать. Многие считали лидером президентской гонки Ли Хве Чана. Но все могло измениться.
В прежнем режиме людей возмущала чрезмерная бюрократизация. Да и политика «солнечного тепла» президента Ким Дэ Чжуна, нацеленная на сотрудничество с КНДР, подвергалась критике в США. В самой Южной Корее она тоже встречала очень неоднозначную реакцию из-за ее неэффективности, в частности в сфере людских контактов. На Юге по-прежнему очень сильно северокорейское лобби. Перегибы в критике КНДР вызывают сочувственную реакцию избирателей к бедствующим соотечественникам-северянам. Среди населения широко распространено недовольство давлением Штатов, мешающих нормализации межкорейских отношений. Это тоже использовали кандидаты в предвыборной борьбе.
Александр САМОХОТКИН