|
|
N°234, 20 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Социологический ответ
Владимир Путин поговорил с Россией
«Никто не задает панических вопросов» -- так определил в беседе с журналистами Владимир Путин итог своего общения с россиянами в телеэфире. Президент разговаривал с аудиторией 2 часа 35 минут. Первым делом он объявил предварительные итоги прошедшей в октябре переписи: россиян оказалось более 145 миллионов. Каждый сотый, как следует из кремлевской статистики, пожелал задать вопрос своему президенту: к началу эфира телефоны прямой линии приняли более 1,4 млн звонков, 45,5 тыс. вопросов пришло через Интернет, и еще несколько десятков тысяч вопросов поступили уже во время трансляции.
Подавляющее число вопросов носило социальный характер -- выплата пенсий, воинского довольствия и зарплат, ход жилищно-коммунальной реформы, ситуация в здравоохранении и образовании. Очень немногие интересовались урегулированием в Чечне (порядка 1% звонков), личной жизнью президента (1--2%) и международной проблематикой. И простых граждан вовсе не интересовали такие темы, как, например, приватизация «Славнефти». Зато отношение Путина к прошедшей накануне продаже госпакета акций этой компании за 1,86 млрд долл. интересовало журналистов. Глава государства, старающийся никогда публично не расставлять точки над i в подобных вопросах, и в этом случае ответил уклончиво. Он заметил, что «продавец всегда хочет получить побольше, а покупатель -- заплатить поменьше», что и в данном случае «хотелось бы побольше», но в результате деньги получены «неплохие».
Кроме того, Путин подчеркнул, что к «качеству организации» аукциона у него «претензий никаких нет». Эта оговорка -- единственные слова президента за все время скандалов вокруг «Славнефти», которые можно считать его оценкой этих событий. В том числе из них можно сделать и вывод о том, что глава государства одобряет действия Российского фонда федерального имущества, не допустившего к участию в аукционе компанию, аффилированную с государственной «Роснефтью».
Намек на отношение президента к другому острому конфликту -- вокруг реформы электроэнергетики -- прозвучал в его ответе на вопрос пенсионера Никифорова из деревни Овсянка Красноярского края. Пожилой человек, волнуясь и долго подбирая слова, спросил президента: не выйдет ли у Анатолия Чубайса с реформой РАО так же, как вышло с ваучерами -- «когда без денег дешево кто-то все скупил и куда-то все девалось». Владимир Путин признался, что и его это беспокоит. И добавил: именно из-за подобных опасений «так тщательно подходят депутаты Государственной думы» к реформированию энергетики. Таким образом, Путин поддержал недавнее заявление главы своей администрации и председателя совета директоров РАО «ЕЭС» Александра Волошина о том, что главное -- качество реформы, а не ее скорость, и ответил на призывы Анатолия Чубайса не тормозить реформу. Впрочем, скорее всего крест на планах РАО провести второе чтение пакета законопроектов до конца года ставить еще рано.
Из всех прочих ответов Путина россияне узнали о нем то, что знали и так: он за повышение их благосостояния, за реалистичность обещаний -- своих и чужих, за мир в Чечне, за реформированную и боеспособную армию, против коррупции в целом и в правоохранительных органах в частности, против насилия и секса на телеэкране, против распространения наркотиков и т.д. Из того, о чем даже не догадывались, -- что президент носит часы на правой руке, потому что на левой неудобно, заводной винтик натирает запястье. В общем, по крайней мере 70% россиян смогли лишний раз убедиться, что не зря в соцопросах «голосуют» в поддержку Путина.
Президент, кстати, считает, что поступившие на прямую линию вопросы -- это «уникальный социологический опрос». Изучать его результаты в Кремле будут и дальше. И Путин будет реагировать даже на личные просьбы, как в случае с оставшимся без российского гражданства Героем России прапорщиком Олегом Орловым из расквартированной в Таджикистане 201-й дивизии. Ему Путин вчера пообещал личное содействие в получении гражданства. Позже в беседе с журналистами президент признался: с его полномочиями «показывать публично доброту недорогого стоит». А вот такое признание как раз стоит дорого.
Андрей ДЕНИСОВ