Время новостей
     N°233, 19 декабря 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.12.2002
Настоящий москвич никогда не улыбается
Мэрия столицы поинтересовалась мнением иностранцев о горожанах
Москвичи -- люди доброжелательные, образованные, духовные, с высоким уровнем культуры. Правда, немного расисты, лентяи и пьяницы, но в целом вполне нормальные и даже хорошие. Такими они кажутся «гостям столицы», в сентябре--октябре 2002 года опрошенным сотрудниками исследовательского центра РОМИР в рамках проекта столичного правительства «Москва глазами иностранцев».

40 экспертов -- а это работники посольств и коммерсанты высокого уровня из США, стран Западной и Восточной Европы, Ирана, Турции, Греции, Индии, Сирии, Украины, Белоруссии и Азербайджана -- прожили в столице не менее двух лет. И вот что выяснилось: «западники» даже сегодня едут сюда, ожидая встретить на улицах мрак, медведей, лапти и мужиков в ушанках, а представители развивающихся стран надеются увидеть прекрасную столицу великой державы. И всех их подстерегают неожиданности.

Развивающийся Восток бывает разочарован, а богатый Запад осознает, что Москва -- вполне европейский город. Вот вам история. Несколько лет назад в Москву собирался американский сотрудник одного издания. Московские коллеги по телефону долго втолковывали ему, что стиральную машину брать с собой не следует -- можно купить на месте, что вода из-под крана вполне пригодна для питья и что американской маме не стоит так убиваться, как будто она провожает сына на войну. Но воду в бутылках -- несколько ящиков -- журналист таки привез.

Что же говорят респонденты о москвичах? Многие назвали их, напомним, хорошо образованными, дружелюбными, гостеприимными и культурными (но не в бытовом смысле этого слова). Отметили динамичность московских бизнесменов, их готовность к личному общению, приоритет слова перед формальным соглашением. 24 человека сказали, что деловая культура столицы уже приближается к западным стандартам, хотя достаточно далека от них. Похвалили наших юристов, бухгалтеров, финансовых менеджеров и компьютерщиков. А дальше начинается обидное. Только 6 экспертов из 40 отметили активность москвичей и их желание работать. И 35 человек обратили внимание на низкую культуру поведения за столом и в общественных местах. «Если вы не близкий друг или не член семьи, то для другого человека вас просто не существует», -- сказал один из респондентов. Москвичи агрессивны по отношению к незнакомым, особенно в транспорте, где они толкаются и не уступают старикам мест. Москвичи никогда не улыбаются -- ни друг другу, ни иностранцам, потому что люди они закрытые и холодные. В Москве никто никому не нужен, всюду лень, безразличие к другим и злоупотребление алкоголем.

Тут хочется сделать отступление. В одной немецкой газете, выходящей в Москве, работает радикально стриженная немка бальзаковского возраста. Отчаянно любит Россию, никому не позволяет ни малейшей критики -- ни соотечественникам, ни своим российским коллегам. Последние эту удивительную особенность относили за счет общей экстравагантности -- переглядывались, но молчали. А один раз не выдержали и на очередной редакционной пьянке спросили: за что ж вы, фрау, родину-то нашу так любите? Что ж в ней такого хорошего для немецкой женщины? И та рассказала в ответ историю. Берлин, последние дни войны. Семья с маленькими детьми прячется в подвале. Нет ни еды, ни воды, но выходить страшно: по радио рассказывают о зверствах русских. Наконец семья решает, что все равно погибать, так уж лучше сразу, и выползает на улицу. Маленькая девочка видит солнце, дым и развалины города. В этом дыму на нее идет огромный русский солдат. Вот он остановился, нагнулся -- сейчас он ее, конечно, убьет. Но он не убивает, а дает ей, голодной, полбуханки хлеба и уходит. Как-то потом она вместе с другими немецкими детьми видела сквозь щели в заборе, как американские солдаты, дурачась, играли в футбол апельсинами. Ни один не догадался угостить детей. Двух этих сюжетов оказалось достаточно, чтобы на всю жизнь фрау такая-то уехала в Россию.

Анастасия НАРЫШКИНА