|
|
N°233, 19 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Как бы дискуссия
Совет Федерации изображал несогласие с правительством
Вчера Совет Федерации принял закон «О федеральном бюджете на 2003 год». Причем, по выражению спикера Сергея Миронова, «наступив на горло собственной песне». Как всегда, сенаторы сочли, что бюджет ущемляет интересы регионов и социально незащищенных слоев населения. Министр финансов Алексей Кудрин пытался убедить их в обратном. И хотя судьба документа была предрешена еще до заседания (в кулуарах члены Совфеда, как сговорившись, повторяли журналистам фразу «Мы будем голосовать «за», только понимая политическую значимость документа»), сенаторы делали вид, что убедить их не удалось. И вволю попинали и докладчика, вице-премьера, и бюджет.
Как уверял Кудрин, в бюджете-2003 «сохранена социальная направленность», имея в виду, видимо, повышение стипендий студентам и зарплат бюджетникам, военным и ученым. Сенаторы тут же возразили, что рост ассигнований на социалку в бюджете-2003 ниже, чем в бюджете текущего года. То есть с каждым годом, как уверяли они, на социальные статьи должно тратиться все больше и больше. И почему в профицитном бюджете размер детских пособий заложен на столь унизительно низком уровне -- 70 рублей, вопрошал вице-спикер Андрей Вихарев. Министр финансов попытался уйти от ответа: «Мы поддерживаем дома ребенка, за текущий год у нас нет уже долгов по пособиям». Но сенаторы вернули его к сути вопроса. «Не будем мы повышать размер пособий, незачем создавать новые нефинансируемые социальные мандаты», -- наконец признался он. Повышение пособий возможно только с 2004 года, заявил министр, и то при условии, что регионам удастся рассчитаться с «детскими» долгами за 1999--2001 годы.
В том же духе он ответил и на вопрос сенатора Светланы Орловой, спросившей, как финансируется в бюджете восстановление ветхого жилья и строительство объектов социального обеспечения -- школ, больниц. По словам Кудрина, хотя это направление в бюджете тоже определено как приоритетное, «к приоритетам надо подходить более взвешенно». То есть федеральный центр не будет размениваться на строительство районных поликлиник, а будет строить на два-три региона один крупный медицинский центр.
Тогда сенаторы решили взять более крупным планом и разобраться с первопричиной недостатка «социальных» денег в регионах. Доколе будет сохраняться неравенство в бюджетной обеспеченности между регионами, задал почти риторический вопрос Владимир Шумейко. Практически навсегда, последовало из ответа Кудрина. Как экономический механизм наша страна никогда не достигнет равных условий жизни в разных регионах, заявил он. Хотя бы по той причине, что все территории по-разному наращивают свой налоговый потенциал.
И, наконец, сенаторам пришлось расстаться с главной своей мечтой -- распределением доходов между центром и регионами в пропорции 50:50. В свое время эта мечта почти случайно попала в Бюджетный кодекс, и финансовое ведомство уже несколько лет с ней борется. Теперь Кудрин заявил прямо: это устаревшая норма. На такой формуле распределения в свое время настаивало меньшинство членов Совета Федерации, а на самом деле не может быть никакого равенства в отношениях центра с регионом-донором и регионом-реципиентом, пояснил он.
Не учтено в бюджете, по словам сенаторов, и такое важное требование, как реструктуризация задолженности регионов перед федеральным бюджетом, и многое-многое другое. И все же сенаторы даже такой бюджет не могли не принять, приняли. Так что декоративная палата выполнила свою функцию.
Ирина СКЛЯРОВА