|
|
N°230, 16 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Взять мировую платформу»
В начале декабря компания «Северсталь-Авто» (в нее входят Ульяновский автомобильный и Заволжский моторный заводы) и КамАЗ подписали соглашение о стратегическом партнерстве, целью которого в перспективе является поиск стратегического партнера на Западе. О том, насколько оправданным является этот шаг, какая стратегия развития российского автопрома сейчас наиболее реальна и каковы производственные планы УАЗа на 2003 год, корреспонденту газеты «Время новостей» Дмитрию ПОНОМАРЕВУ рассказал генеральный директор «Северсталь-Авто» Вадим ШВЕЦОВ.
-- Практически все крупные российские автозаводы ведут сейчас -- или пытаются вести -- переговоры с потенциальными иностранными инвесторами. Означает ли это, что у российского автопрома нет другой альтернативы, кроме как партнерство с мировыми автоконцернами?
-- Лучшим выходом для российского автопрома будет интеграция в мировой автопром через партнерство с иностранными автопроизводителями. И переговоры, которые ведут российские автопроизводители, свидетельствуют о том, что все это уже осознали. Мы сейчас просто не обладаем современными технологиями и методами организации производства, которые позволяли бы выпускать новую конкурентоспособную продукцию. Все это можно приобрести только с приходом иностранных производителей. Поэтому самым оптимальным вариантом для российских автозаводов было бы взять мировую платформу, иностранные технологии и локализовать производство в России, войдя таким образом в доступную нашим потребителям ценовую нишу. На примере сопоставимых с Россией развивающихся стран, таких как Бразилия или Китай, мы видим, что это возможно.
-- А если попытаться создать что-либо свое?
-- Альтернативный же путь развития приведет к тому, что через несколько лет у российских автопроизводителей останутся только отдельные сугубо нишевые продукты. Ведь со временем Россия все равно в полной мере ощутит на себе процесс глобализации в мировом автопроме, с той лишней разницей, что это может быть либо рост объемов импорта иномарок либо приход иностранных инвесторов в производство внутри страны. Хотелось бы, чтобы это был именно второй вариант.
-- Какова стратегия развития УАЗа на среднесрочную перспективу?
-- Я бы выделил здесь два ключевых направления. Первое -- это продление жизни традиционному модельному ряду: за счет рестайлинга и повышения качества эти модели будут востребованы еще пять, максимум восемь лет. Второе -- это внедрение и производство новых моделей: его мы считаем возможным реализовать, только привлекая иностранных партнеров.
-- Останетесь ли вы при этом в своем традиционном сегменте -- производстве внедорожников, грузовиков?
-- Да, мы по-прежнему ориентируемся на наши традиционные сегменты -- внедорожники, легкие грузовики и микроавтобусы -- и считаем, что они имеют очень хорошие перспективы в ближайшем будущем. Легкие грузовики -- это самый большой сегмент рынка коммерческих автомобилей, и он будут расти в среднем на 4--5% в год. По внедорожникам на примере импорта мы уже видим такую тенденцию, как увеличение спроса за последнее время на 15--16%. По микроавтобусам мы прогнозируем рост в районе 6% в год.
Беседовал Дмитрий ПОНОМАРЕВ