Время новостей
     N°229, 11 декабря 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.12.2002
Краской по фейсу - из первых рук
Спецпроекты ярмарки «Арт-Манеж»
Ожидания оправдались. «Арт-Манеж» этого года оказался интереснее предыдущего. Благодаря тематическим ограничениям (напоминаем, что в этом году разрешено выставлять только живопись, а не скульптуру, фото или инсталляции) пространство артикулировано яснее. Мусор меньше засоряет глаза. Интересные проекты не теряются среди традиционного салонного развала. Границей между гламурным сюром, дали-босхом для конкретных новых русских и искусством, рефлексирующим на тему такого «модного» творчества, стала «великая китайская стена» -- огромный каллиграфический свиток, развернутый поперек зала. На нем абстрактная живопись известных во всем мире китайцев -- братьев Чу (Zhou Brothers). Называется свиток «Доброе утро, Москва». Привезла живопись братьев Чу берлинская галерея Walter Bischoff. Директор специальных программ ярмарки Владимир Овчаренко назвал братьев Чу китайскими «Комар--Меламидами». Как и русская пара, работают Чу всегда вместе и неразлучны по жизни. Комар--Меламид умно и весело комментируют соцреализм. Братья Чу изящно и тонко -- восточную шелкографию и западный абстракционизм. Преклонение перед «сделанной вещью», свободной от вмешательства модных фотоколлажей, монтажей и видеоарта позволяет считать работы Чу визитной карточкой нынешнего Манежа. При сравнении их каллиграфии с висящими рядом грязно-мутными, «под китайщину», потеками завсегдатаев ЦДХ смысл названия свитка братьев Чу проясняется окончательно: «Доброе утро, Москва! Протри глаза. Слезай с печи и живопись как следует учи!».

Бесспорной удачей стала подготовленная оргкомитетом ярмарки программа «Куратор + Художник». У посетителей Манежа был шанс познакомиться с той российской живописью, которая еще не стала «модным искусством», не интегрировалась в салон, а представляет самый честный вариант отечественного Contemporary Art. Симпатична и выстроенная крохотная модель внятной коммуникации между двумя артмейкерами -- куратором и художником. Как всегда обаятелен хеппенинг Николая Полисского. Его суть изложил куратор Александр Панов: «Новые три десятка картин (холст, акрил, 80х100) Полисского -- изображения выстроенных им в натуре сенника, дровника и медиабашни. Из этих картин выстроена еще одна, пятая по счету для Полисского, инсталляция-башня. Картины здесь -- что-то вроде облицовочного материала...» Внутри башни, в зоне, свободной от живописи, конструкцию держат фотографии реализованных Полисским в родной деревне ландшафтных объектов.

Нарисованные башни Полисского -- род симуляции картины. Проект Натальи Стручковой «Верняк» (куратор Дмитрий Барабанов) представляет живопись, ширнувшуюся интернет-героином. Рассказывает Дмитрий Барабанов: «Обнаруживая свою осведомленность в сфере композиции, колорита и формообразования, Стручкова проецирует на экран холста аттрактивные фантомные миры, словно бы сошедшие с монитора компьютера». Зрителя глючит псевдопиксельная картинка, которую он, по словам Дмитрия Барабанова, «судорожно пытается рационализировать».

Главным же «спецом» на «Арт-Манеже» стал проект «Живопись из первых рук». Куратором «из первых рук» выступил сам Владимир Овчаренко. Он собрал последние работы многих звезд Contemporary Art: Дубоссарского и Виноградова, Кошлякова, Пепперштейна, Чуйкова, Турновой, Серебряковой. «Квинтом» живописи как таковой стало великое по размерам полотно Дубоссарского&Виноградова «С Новым годом!». Полыхает алое. Сверкает золотое. Подмалевок жирный. Кисть энергичная. В брызгах конфетти и летающих телепузиков смеются счастливые дети. Малявинской бабой крутится стрип-герл-снегурочка. В углу ласково щурится олигарх -- Дед Мороз. Пурга-вьюга живописи лепит в лицо. Скоро Новый год!

«Арт-Манеж» будет открыт до 13 декабря. О результатах торгов обязуемся уведомить.

Сергей ХАЧАТУРОВ