|
|
N°229, 11 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Выездная «Маска»
В этом году национальная театральная премия отбывает на гастроли
Вчера пресс-конференции «Золотой маски» прошли параллельно в Москве и Санкт-Петербурге, поскольку нынешний фестиваль, девятый по счету, впервые состоится в Питере. Как пояснил на пресс-конференции генеральный директор премии и фестиваля Эдуард Бояков, идея принадлежит губернатору Петербурга Владимиру Яковлеву. Церемонии открытия и закрытия пройдут в двух императорских театрах, Александринском и Мариинском, готовит их совместная московско-питерская команда.
Как и в прошлом году, фестиваль предварят взаимные гастроли Большого и Мариинского театров. Сама конкурсная программа продлится с 27 марта по 13 апреля и станет частью юбилейных городских торжеств. Москва увидит специальную фестивальную программу.
Стали известны лауреаты специальных премий, их определил секретариат СТД РФ. Людмила Живых, актриса и председатель СТД Республики Карелия удостоена премии «За честь и достоинство», губернатор Омской области Леонид Полежаев и компания «Нестле» -- «За поддержку театрального искусства России». Лучшим зарубежным спектаклем признан «Войцек» Жозефа Наджа, показанный в рамках прошедшего NET. Жюри, как и экспертных советов, отбиравших спектакли на «Маску», два. Из 16 человек 13 -- питерцы. Возглавляет жюри Зиновий Корогодский.
Драма на нынешней «Маске» представлена необычайно сильно. По иронии судьбы, лидирует явно Москва -- особенно в номинации «Спектакль малой формы». Как говорит председатель экспертного совета по драме Марина Давыдова, это будет своего рода десант московского театра в Петербург, город, который славится не только строгостью оценок, но и предвзятостью к столице. «В большой форме, впрочем, из шести спектаклей московских только два: «Синьор Тодеро. Хозяин» «Сатирикона» и «Король Убю» театра Et cetera, -- комментирует Марина Давыдова. -- Зато в малой форме был чрезвычайно жесткий конкурс: среди десяти номинированных целых шесть московских спектаклей -- и это чрезвычайно много». Подробнее обо всех шестнадцати претендентах (плюс еще четыре спектакля из категории «Новация») «Время новостей» расскажет позднее.Лучших хореографов нет среди живых
В балетных номинациях «Золотой маске» удалось обойтись без сенсаций. Правда, присудив премию «За честь и достоинство» Юрию Григоровичу, секретариат СТД сделал жест довольно экстравагантный (не секрет, что хореограф национальную премию презирает и дважды отказывался даже представлять к обсуждению свои спектакли) -- но зато возникла некоторая интрига: «примет не примет».
В главной номинации («Лучший спектакль») все просто. Ясно было, что поставщиком двух из пяти номинантов окажется Мариинка («Блудный сын» Баланчина и «Золушка» Ратманского -- несомненные удачи сезона). Что будет поощрен просветительский подвиг театра «Хореографические миниатюры», восстановившего балеты Якобсона «Роден» и «Свадебный кортеж». Что и второй балет, сделанный Ратманским в том сезоне (антрепризная «Леа»), не хуже первого. И что «Золотой маске» надоели обвинения в лоббировании интересов Мариинского театра, потому надо было найти хоть что-нибудь хорошее и в Большом. В опере ничего не нашлось -- следовательно, вечер Ролана Пети был сочтен достойным событием.
В частных номинациях -- мелкий бред, мелкие недоразумения. В бесспорном списке лучших женских ролей (Нина Ананиашвили -- Леа, Диана Вишнева -- Золушка, Илзе Лиепа -- Графиня в «Пиковой даме» Пети) не хватает главной героини. Как можно было пропустить работу Дарьи Павленко в «Блудном сыне»? И как в «мужских ролях» рядом с павшим на амбразуру бездарной хореографии и спасшим «Пиковую даму» Николаем Цискридзе можно было вписать вполне бесцветного и заменяемого кем угодно в «Золушке» Андрея Меркурьева? При том, что в «Блудном сыне» его работа -- выше всех похвал. То есть взгляните, что сделано: среди лучших спектаклей балет есть, а исполнителей, отлично его станцевавших, нет. Имеется в виду, что причина успеха -- только в хореографии давно почившего балетмейстера, так, что ли?
Но Баланчина нет в списке лучших хореографов. И беседующего с ним в райских кущах Якобсона тоже нет. В результате в номинации «Лучшая работа балетмейстера» встречаются Ратманский и Ролан Пети. Впервые сочиняемая хореография XXI века и в пятидесятый раз воспроизведенная хореография года 1950-го.
И, пожалуй, лишь номинация «Лучший спектакль contemporary dance» полностью соответствует реальности. Сезон был беден на события (так, у Багановой вовсе не было премьер), и четыре спектакля-номинанта («БлокАда» пермского театра Евгения Панфилова, «Листья тел» московских «ПО.В.С.Танцев», «Ночной прыжок с парашютом» екатеринбургских «Кплингов» и «Ожидание» челябинцев в постановке Ольги Пона) не из разряда суперсвершений, но из разряда честных средних работ. Самых честных из средних, пожалуй. Что тоже способно утешить, когда с честностью вообще проблемы.Большой не успел
Список номинантов на оперную «Маску» и похож, и не похож на списки прошлых лет. Как обычно, в нем нет ни одного названия из Большого театра. Первый сильный спектакль нового Большого «Турандот» пришелся уже на сезон 2002/03 гг. и в программу нынешней «Маски» войти не может. Необычно, что в конкурсе только один спектакль Мариинского театра -- «Так поступают все» Моцарта, милая, хотя и не поражающая воображения постановка с участием известной мариинской молодежи (Ильдар Абдразаков, Марианна Сидоренко и Татьяна Павловская номинируются на лучших исполнителей главных партий, хотя последняя из перечисленных вокалисток уж точно героиня не моцартовского романа).
Выглядит логичным то, что в списке номинантов есть эпохальная и экстремальная новинка от «Геликон-оперы» -- «Лулу» Берга. И немного удивительно, что из всей постановочной команды на «Маску» выставлен только героический дирижер Владимир Понькин.
Особенностью новой серии «масочных» представлений будут сразу две версии оперы Пуччини «Мадам Баттерфляй» -- превосходно принятый публикой и критикой спектакль Московского театра Станиславского и Немировича-Данченко и никому, кроме отборщиков, неведомый спектакль театра из Ростова-на-Дону с известным режиссером -- гиперактивным Юрием Александровым. Профили прочих участников масочного списка пока темны и неразборчивы.
Юлия БЕДЕРОВА, Анна ГОРДЕЕВА, Кристина МАТВИЕНКО