|
|
N°227, 09 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Наступает время кредитных карт»
Рынок пластиковых карт становится все более популярным у российских банкиров и простых граждан. О нынешнем состоянии и некоторых перспективах развития этого сегмента розничного бизнеса на ближайшие годы корреспонденту газеты «Время новостей» рассказал председатель правления АКБ «Абсолютбанк» Олег КАПИТОНОВ.
-- Как вы оцениваете перспективы «пластикового» рынка? И с чем бы вы связали активизацию «карточных» проектов российскими банками?
-- Развитие пластикового рынка в нашей стране идет эволюционным путем. Во многом благодаря тому, что рыночные отношения становятся более цивилизованными. С одной стороны, банки начинают понимать значение розничного бизнеса, поскольку мировой опыт банковской системы показал, что это одна из существенных составляющих ресурсной и доходной базы. С другой стороны, вместе с интеграцией России в мировое сообщество люди все больше осознают, насколько удобно обладать пластиковой картой. Это деньги, которые всегда при вас и с которыми вы можете, например, пересекать границы без необходимости декларирования.
-- Меняется ли оценка «пластиковых» проектов со стороны самих банков?
-- «Пластик» давно стал элементом межбанковской конкуренции, это продукт двояко интересный банкам в силу того, что это и способ формирования пассивов (во всем мире основную часть пассивов составляют средства частных лиц), и инструмент, дающий комиссионные доходы. Потому что практически каждая операция, начиная с выпуска карты и заканчивая снятием наличных в банкомате, приносит небольшой, но безрисковый доход в виде комиссионных. В итоге банки все активнее выходят на рынок именно с карточными программами, и мы видим приток клиентов.
-- Данные крупнейших платежных систем говорят о том, что рынок пластиковых карт переживает бум.
-- Я бы не стал говорить о буме. Дело в том, что число людей, готовых воспользоваться этим продуктом, все еще ограничено: он еще не такой дешевый, чтобы любой пенсионер мог ходить с дебетовой или кредитной карточкой. Но все может прийти именно к этому. Я знаю, что в коридорах власти обсуждался вопрос о переводе ряда социальных программ на пластик: ведь те же пенсионные выплаты можно осуществлять через дешевые карты, например, такие как Visa Electron или Cirrus Maestro. Понятно, что за этим стоит банковское лобби, цель которого концентрировать в том числе пенсионные средства в финансовой системе, но по большому счету в этом должен быть и интерес самой страны. Сейчас чиновники начинают понимать, что карты могут быть не только расчетным инструментом, но и способом привлечения средств населения в банки.
-- Каким образом?
-- Сегодня люди кладут деньги на карту, завтра они положат их на «длинный» вклад. Похожий психологический эффект наблюдается и в случае с «зарплатными» проектами корпоративных клиентов банка. Статистика такова: на первом этапе (в течение нескольких месяцев) люди снимают с карт практически все деньги, но постепенно, видя, что система работает, начинают доверять -- и остатки на счетах растут. Такая система работает и в нашей структуре, но в отличие от остальных к вкладу мы даем кредитную карту, которая позволяет получать средства, не уменьшая суммы самого вклада. Если клиент захочет, сможет «склиринговать» кредит за счет вклада или же внести какие-то другие средства. Именно эти средства являются инвестиционным источником.
Почему сегодня западные банки могут обладать таким длинным и дешевым ресурсом, как частные вклады в огромных количествах? Потому что у них другая культура: люди не привыкли ходить с наличными деньгами, каждая копейка у них лежит на счете в банке. Банки же выпускают самые разные виды карт на разные случаи жизни и с разными тарифами. То есть, снимая наличные, клиент пользуется карточкой Visa Electron, поскольку по этим картам всегда самые низкие тарифы, а для аренды машины он использует Visa Gold.
-- Справедливо ли говорить о том, что российский рынок пока ориентирован исключительно на дебетовые, а не кредитные карты?
-- Время кредитных карт наступает. Мы более полутора лет эмитируем кредитные карты и имеем положительный опыт. Как известно, «кредитки» востребованы состоятельными людьми, которые не носят с собой большой кошелек, однако я не исключаю быстрого развития сегмента рынка кредитных карт. К тому же в нашем банке самые большие обороты по картам приходятся именно на «кредитки». Сейчас это почти миллион долларов в месяц. Эта цифра постоянно растет, тем более что наша новая программа предусматривает, что при открытии счета в банке клиент получает кредитную карту с лимитом до 20% от суммы на счете.
-- Сейчас на российский рынок выходят зарубежные банки (недавно о запуске розничного проекта в Москве объявил Ситибанк), которые предлагают уникальные для нашего вкладчика услуги, в том числе и по обслуживанию карточных счетов. Не приведет ли это к существенному снижению доли российских участников рынка?
-- Я не вижу ничего уникального в услугах, которые предлагают зарубежные банки. В нашем банке уже более двух лет работает система Telebank, в которую интегрированы карточные счета. Ее суть заключается в том, что клиент, позвонив по телефону, получает всю информацию об остатке на своем счете и операциях по нему. Об управлении счетом в данном случае речи не идет, хотя технически такая возможность есть. Но наши маркетинговые исследования показывают, что у этой услуги пока мало шансов быть востребованной.
Мы управляем счетами через Интернет. Для этого клиенту надо заключить соглашение с банком и получить «ключи» доступа. В результате он может проводить операции, например, из дома или офиса, как это делают наши корпоративные партнеры. Кстати, на интернет-сайте банка любой посетитель может заказать себе пластиковую карту: он отправляет заказ и информацию о себе, а затем ему перезванивают и сообщают, когда карта будет готова. Наконец, как мы знаем, зарубежные банки активно практикуют рассылку информации о счетах клиентов с помощью SMS-сообщений. Мы сейчас работаем над этим проектом. Надеюсь, он будет запущен в первом квартале следующего года.
Беседовал Александр СКИДИН