|
|
N°227, 09 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Высокая цена спокойной старости
Золотой век пенсионеров закончился во всем мире
Средняя пенсия в России, по данным Госкомстата, сегодня составляет 1464 рубля. Это, бесспорно, очень мало. Улучшить ситуацию могло бы оздоровление экономики страны и заодно изменение правил начисления пенсий. Однако проблема в том, что западные образцы, на которые равняются российские чиновники, уже недостойны подражания. С пенсиями сегодня плохо и на Западе.
Вот британское министерство обороны недавно согласилось платить пенсии сожительницам (girlfriends) и внебрачным детям солдат, погибших во время службы. Хотя пока зарегистрировано только два таких пенсионера, это хорошая новость.
Однако есть и плохие. «Файненшл таймс» сообщает, что финансовая группа Пирсон (Pearson), между прочим владелец этой самой газеты, по примеру других фирм объявила, что вновь принятые на работу уже не получат по контракту право на традиционную пенсию, исчисляемую как процент от последней зарплаты. Вместо этого работники, достигшие возраста 45 лет, будут сами отчислять значительную долю зарплаты -- 8% -- в пенсионный фонд. Впрочем, корпорация будет выплачивать туда в два раз больше. Пенсионные накопления инвестируются в предприятия, и, таким образом, доход пенсионера в течение всего времени накопления будет зависеть от курса акций этих предприятий.
В 50--60-е годы в Англии начали работать пенсионные схемы, лучшие за всю вековую историю борьбы трудящихся за достойную старость. Пенсии были довольно высоки и гарантировались государством. Доходы пенсионеров росли быстрее, чем средние доходы населения. Народ начал досрочно выходить на пенсию, поскольку уже к 55 годам человек чувствовал себя финансово независимым. Конец ушедшего века долго будет вспоминаться как золотой век пенсионеров. Однако нынешнему поколению трудящихся придется приложить изрядные усилия, чтобы не оказаться под конец жизни на бобах.
Затруднения будущих пенсионеров объясняются тремя обстоятельствами. Во-первых, падает рождаемость. Это значит, что пенсионный фонд не может создаваться за счет тех, кто работает сейчас. Каждое поколение должно делать свои пенсионные накопления.
Во-вторых, технологическая революция и структурные изменения в экономике радикально изменили систему занятости и трудовых отношений.
В-третьих, социальные программы в западном обществе оказались слишком щедры, и себестоимость рабочего места из-за этого неимоверно выросла. А процессы глобализации уже понижают конкурентоспособность западных стран в борьбе за инвестиции. Это требует пересмотра пенсионных схем.
Англия перешла на новый пенсионный порядок раньше всех в Европе. По старым схемам живет уже меньше половины пенсионеров. Но пенсионеры нового типа оказались обеспечены хуже. Одна из причин -- неблагоприятная конъюнктура на бирже, а пенсия теперь зависит от курсовых котировок. Так, резко обесценились акции американского финансово-энергетического гиганта «Энрон», в который охотно вкладывали деньги пенсионные фонды. Другая причина -- плохое управление самими пенсионными фондами, от неудачных вложений до прямого расхищения средств, как это выяснилось в связи с банкротством медиаимперии Роберта Максвелла.
Накопительная пенсия, выплачиваемая из корпоративных и частных фондов, будет меньше традиционной пенсии, начисляемой по последней зарплате. В Германии подсчитали, что она составит 50--70% нынешней государственной. Германия, последовавшая недавно примеру Англии, сейчас в полной растерянности: новую схему пенсионного обеспечения приняли только 2 млн пенсионеров, хотя в планах стояло -- 30 млн. Так что работа над новыми схемами может привести к тому, что многие люди вообще окажутся без пенсий.
В США, в отличие от Европы с ее мощными профсоюзами, никогда не было всеобщей системы социального страхования. Сейчас твердые производственные пенсии получают меньше 20% американцев, и только половина населения имеет какой-то накопительный план, ориентированный на регулярный доход в старости. Если о пенсии не позаботится ни государство, ни сам гражданин, ни его работодатель, то пиши пропало. Человек же, как правило, не может сам составить реалистический план пенсионного накопления, а те схемы, которые ему предлагают продавцы финансовых продуктов, он не в состоянии как следует оценить и сделать правильный выбор.
Ошибаются все -- и работодатели, и продавцы финансовых продуктов, и расплодившиеся консультанты. Чаще, впрочем, в свою пользу. Жалоб и судебных разбирательств по этому поводу все больше. Работодатель хочет платить в пенсионный фонд своего работника поменьше, а лучше всего не платить совсем. Сейчас на рынке труда главенствуют временная работа, неполная рабочая неделя, контракт, субподряд и так далее. Во всех этих случаях пенсионные отчисления не предусмотрены. Тут проявляется не столько эксплуататорская натура предпринимателя, сколько необходимость любой ценой снизить издержки производства, чтобы выжить на рынке. Особенно это относится к малым фирмам, не способным участвовать в процессе пенсионного накопления своих работников.
Итак, западный опыт перехода на накопительные пенсии пока не очень успешен. Что делать дальше? Обсуждаются налоговые льготы, схемы принудительного накопления, возврат к государственным пенсиям с постепенным повышением пенсионного возраста до 70 лет. В Британии предлагается вместо жестких норм отчислений в пенсионные фонды, строго оговоренных законом, ввести более гибкие схемы. Может, тогда предприниматели, которым не по силам нынешние нормы, предложат работникам более разнообразные планы накопления. Пенсии станут небольшими, зато гарантированными.
Но в будущем гражданину неизбежно придется и самому думать над тем, как обеспечить старость. Традиционная семейная бухгалтерия, то есть умение считать копейку, грозит превратиться в трудоемкую работу на дому.
Александр КУСТАРЕВ, Лондон