|
|
N°227, 09 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Жизнь на молоке и хлебе
В бывшем СССР люди даже не успевают состариться
В селе Малиновское на севере Молдавии три месяца назад установлены памятники Героям Советского Союза, погибшим здесь в 1944 году во время Ясско-Кишиневской операции. Аллея героев появилась по инициативе местных жителей, оплачена российскими регионами, даже мрамор на постамент завезли откуда-то из-за Волги.
Сибиряку Алексею Красилову, воевавшему на Курской дуге, получившему Звезду Героя в боях за славный город Будапешт, командовавшему лучшей эскадрильей штурмовиков и умершему в Кишиневе, памятник никто не поставил. Когда его сын обратился за помощью к властям, президент страны (предшественник нынешнего) выделил на похороны 500 леев (примерно 35 долларов). В Молдавии тогда доживали свой век десять героев Советского Союза, забытых Россией и ненужных Молдавии. Их, как и всех фронтовиков, уравняли в правах с теми, кто во время второй мировой служил в румынских войсках и воевал на стороне гитлеровской Германии. Затем лишили льгот: в оплате лекарств и коммунальных услуг, в пользовании общественным транспортом.
Президент Владимир Воронин не вернул им льготы, но частично повысил пенсии и морально поддержал. Фронтовики на 9 мая вновь без боязни стали надевать ордена. Жить им, правда, легче не стало. Как и остальным пенсионерам.
По данным министерства труда и социальной защиты, средняя пенсия в Молдавии 160 леев (чуть больше 10 долларов), минимальная -- 93. Зимой только за тепло в двухкомнатной квартире требуется платить 400 леев в месяц. Такой тариф старикам не осилить, и они оплачивают только то, что могут и без чего жить вовсе нельзя: газ, воду, свет. Оставшейся после оплаты услуг пенсии хватает разве что на хлеб и молоко. Летом этот нехитрый ассортимент пополняется капустой и кабачками. Остальные овощи, а также фрукты пенсионерам не по карману. Впрочем, «подпитываться витаминами» может позволить себе далеко не каждый работающий. Земля в Молдавии передана в частную собственность крестьянам. Своей техники у них нет -- приходится нанимать. Вода для полива стоит немалых денег, и фермер вынужден повышать цены на базаре, чтобы свести концы с концами.
Быть сельским пенсионером чуть лучше. Приусадебные участки не дают свободных денег, но все же кормят. Многим помогают дети, уехавшие на заработки за границу -- их около миллиона. То есть каждый четвертый житель Молдавии -- гастарбайтер. Власти не отрицают, что деньги, которые они присылают домой, держат на плаву экономику страны.
Больше всего уехало из Гагаузии -- автономии на юге государства. Здесь живут беднее, чем в центре. Из родного села молдавского премьера, Башкалкии, выехало почти все трудоспособное население, остались только дети и старики.
Немного легче живется приднестровским пенсионерам. Средняя пенсия в регионе в переводе с местных рублей на молдавскую валюту достигает 400 леев (около 30 долларов). Из них только 40 леев уходит на коммунальные платежи. Проезд в городском транспорте для этой категории граждан бесплатный. Электроэнергия дешевая, поскольку своя. В регионе находится Молдавская ГРЭС. У ветеранов Отечественной -- льготы на лекарства и лечение.
В Приднестровье живут тоже бедно, но здесь, в отличие от Молдавии, нет нищих. Министр экономики Приднестровья Елена Черненко рассказала газете «Время новостей», что в последние годы наметилась любопытная тенденция: пенсионеры с правого берега Днестра прописываются на левом, чтобы получать приднестровскую пенсию. Самая высокая у бывших военных -- до 100 долларов. Отец моего приятеля из-за нее продал квартиру на Украине и поселился в Тирасполе.
Моя кишиневская знакомая, преподавательница вуза, доработав до пенсии, засобиралась в Россию. Благо, в свое время получила российское гражданство. В Кишиневе больше чем на 130 леев ей рассчитывать не приходится. Во Владимире, куда она переезжает и куда уже уехала ее соседка по дому, она может получать больше тысячи рублей и, по молдавским меркам, «достойно жить».
Те, кому некуда уехать и неоткуда ждать помощи, а воспитание не позволяет просить милостыню, трогательно пытаются подменить ее торговлей. В пасхальные дни я встретила старушку, продававшую два крашеных яйца. При удаче она рассчитывала заработать на хлеб. На предложение просто взять денег, купить батон, а яйца оставить себе, женщина ответила: «Я так не могу».
Молдавия стареет. По данным статистических органов (без учета Приднестровья), из 3 миллионов населения 660 тысяч составляют пенсионеры. С будущего года пенсионный возраст в Молдавии, по просьбе международных финансовых организаций (они распространяют на постсоветское пространство европейские стандарты), увеличится с 60 до 62 лет для мужчин и с 55 до 57 -- для женщин. По западным нормам, возрастной ценз должен быть и больше, но в Молдавии это невозможно по банальной причине: люди здесь долго не живут, средняя продолжительность жизни и мужчин, и женщин -- 59 лет.
Светлана ГАМОВА, Кишинев