|
|
N°227, 09 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На задворках
Вручены премии Европейской киноакадемии
«Европейская премия в области кино» (European Film Award) -- звучит гордо. На деле же вся эта затея выглядит довольно скромно. Четырнадцать лет назад группа европейских кинематографистов во главе с Вимом Вендерсом и Ингмаром Бергманом основала Европейскую киноакадемию -- чтобы, понятное дело, продвигать европейское кино, бороться с американским засильем и все такое прочее. Но творческие люди, как известно, не лучшие администраторы и организаторы, и академия мирно прозябает вот уже который год, ничем толковым не занимаясь. Ну а чтобы дать прессе хоть какой-то информационный повод, раз в год академики раздают свои награды (раньше они назывались «Феликсами», а теперь даже имени не имеют). Вот только сообщения о субботней церемонии награждения, прошедшей в Риме, отыскать невозможно практически нигде -- в том числе и на официальном сайте киноакадемии. Киномир сейчас волнуют другие проблемы -- премьера второй серии «Властелина колец», приговор Вайноне Райдер и начинающаяся оскаровская гонка. В этом ряду European Film Award стоит на одном уровне, ну, скажем, с национальной премией критики «Золотой овен». Проще говоря, всем до нее до лампочки.
Теперь о выборе киноакадемии. В этом году в номинациях «лучший фильм», «сценарий» и «режиссура» победила лента испанца Педро Альмодовара «Поговори с ней». Но если вы думаете, что академики и впрямь прониклись избыточным китчем Альмодовара, который в его поздних работах обретает пугающе классическую форму, и решили отдать ему должное, то вы ошибаетесь. Критерии выбора здесь совсем другие. Академия думает не о том, чтобы повысить статус Альмодовара (что ему сделается -- он и так живой классик), а о том, чтобы хоть как-то оправдать свое существование. Поэтому из списка фильмов, ставших событиями года, выбирается тот, который в силу разнообразных причин оказался не отмечен призами крупнейших фестивалей (иначе окажется, что награды академии просто-напросто дублируют статус-кво). В прошлом году таким фильмом была «Амели» Жан-Пьера Жене, в этом -- «Поговори с ней».
И напоследок несколько слов о номинациях, в которых выбор академии выглядит более осмысленным. Лучшим неевропейским фильмом стала ироничная фантазия палестинца Элайи Сулеймана на темы арабо-израильского конфликта -- «Божественное вмешательство». Неизбежную награду за лучшую женскую роль получил актерский состав «8 женщин» Франсуа Озона -- Даниэль Дарье, Катрин Денев, Изабель Юппер, Эммануэль Беар, Фанни Ардан, Виржини Ледуайен, Людивин Санье и Фирмин Ришар. А лучшим актером был признан обаятельный итальянец Серджо Кастеллито, которого москвичи смогут увидеть в деле в эти же дни в фильме «Красавица Марта» (в рамках фестиваля немецкого кино в кинотеатре «Художественный»).
Алексей МЕДВЕДЕВ