|
|
N°227, 09 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Свободу эскимосам!
Гренландия обсуждает варианты отделения от Дании
Из-за сепаратистов в ближайшие годы Дания может потерять 98% своей территории. Эти самые проценты -- громадный остров Гренландия. Формально он принадлежит датской короне, но вот уже 24 года выбирает свой собственный парламент (ландстинг) и формирует свое правительство. 3 декабря на острове прошли очередные выборы, и теперь в состав нового кабинета министров имеет шанс войти партия, активно выступающая за независимость страны. Российский МИД пока никак не отреагировал на это историческое событие. Однако, учитывая особенности нынешних российско-датских взаимоотношений, можно предположить, что Москва скорее всего поддержит свободолюбивый порыв национального меньшинства, мечтающего об отделении от Копенгагена. Нельзя исключать и возможности проведения в нашей стране всемирного съезда выходцев с этого северного острова.
Наибольшее количество голосов в гренландском парламенте сейчас имеют три партии: социал-демократическая «Сиумут», социалисты из Inuit Ataqatigiit и либералы из «Атассут». Скорее всего новое правительство будет состоять из блока первых двух. Для будущего этого острова такой союз может означать более быстрый переход к независимости, поскольку социалисты намереваются уже в 2005 году провести референдум по вопросу отделения от Дании и образования независимой республики. А некоторые радикалы полагают, что урезание (не путать с обрезанием, о котором говорил Владимир Путин. -- Ред.) датского королевства может произойти и того раньше.
Правда, для реализации этой праведной цели надо сначала хотя бы перевести Гренландию «на самоокупаемость». А вот с этим у вольнолюбивых гренландцев большие проблемы. Сейчас экономика Гренландии не может выжить без помощи Копенгагена. Метрополии ежегодно приходится выплачивать эскимосской автономии 375 млн долларов, чтобы бюджет острова мог свести концы с концами. Население составляет всего 56 тысяч человек, причем безработица среди них достигает весьма высоких по европейским меркам 10 процентов. Работающие жители Гренландии занимаются преимущественно рыболовством, которое обеспечивает чуть более половины доходов страны, и поэтому большую часть социальных программ приходится оплачивать датчанам с материка. При этом существенная часть дотаций из метрополии уходит на лечение алкоголизма: как и на севере России, пьянство в Гренландии стало бичом аборигенов.
Может быть, именно поэтому официальный Копенгаген к сепаратизму в своей заокеанской колонии относится весьма снисходительно. Похоже, покрытая льдом Гренландия Дании особенно не нужна, тем более что никаких доходов она не приносит, а право на самоопределение для европейцев -- дело святое.
Еще один больной вопрос для гренландских политиков -- военное присутствие США. С начала 50-х годов прошлого века на северо-западе Гренландии, в поселке Туле, расположена база американских ВВС. Позже там был построен радар, вошедший в систему раннего обнаружения баллистических ракет. Теперь, в свете создания новой американской системы ПРО, есть планы реконструкции базы и модернизации радара. В связи с этим местные политики намерены провести новые переговоры с Вашингтоном по поводу судьбы базы в Туле. Предметом их может стать арендная плата за землю и компенсация экологического ущерба. Но пока эти вопросы, как и вся внешняя политика Гренландии, находятся в ведении датского МИДа.
Надежды сторонников независимости Гренландии связаны в первую очередь с полезными ископаемыми. Островитяне надеются по примеру стран Персидского залива создать на острове «нефтяной рай»: сейчас у побережья страны идет поиск и оценка месторождений. Если бурение окажется успешным и ранее разведанные запасы подтвердятся, то у эскимосов есть шанс получить экономическую свободу -- нефтедоллары покроют дефицит островного бюджета. Правда, в этом случае еще неизвестно, согласится ли Копенгаген столь легко распрощаться с бывшей колонией.
Владимир ДЗАГУТО