Время новостей
     N°227, 09 декабря 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.12.2002
«Заморозки» от «Транснефти»
Тарифы на транспортировку нефти в следующем году меняться не будут
В преддверии Нового года президент «Транснефти» Семен Вайншток решил сделать нефтяникам подарок. В пятницу глава компании неожиданно объявил о том, что в следующем году тарифы на транспортировку нефти повышаться не будут, а программу технического перевооружения (ее стоимость в этом году составила 27 млрд руб., и эта сумма сопоставима с затратами в 2003 году) планируется выполнить исходя из текущего тарифа и за счет снижения издержек. Просьба «Транснефти» уже направлена в Федеральную энергетическую комиссию (ФЭК), которая должна утвердить ее до конца декабря. Показательно, что это заявление сделано после того, как Счетная палата провела плановую проверку «Транснефти», а ФЭК отказалась повысить тарифы на транспортировку нефти на 12%, как просила компания, и согласилась лишь на 9,33%.

Вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев вчера заявил газете «Время новостей»: «Сейчас у компании денег достаточно. Мы все просчитали, «ужались» и поняли, что нам хватит». При этом решение о «заморозке» тарифов компания приняла самостоятельно -- нефтяники с такой просьбой не обращались. «Если не случится форсмажорных обстоятельств или энергетики не поднимут цены в два раза, программу мы выполним», -- говорит г-н Григорьев. При этом вице-президент напомнил, что для прокачки дополнительных объемов нефти (т.е. добытой сверх заявленного плана) «Транснефть» может заключать с компаниями «отдельный договор на транспортировку на определенных участках».

В ФЭК отнеслись к предложению транспортной компании благосклонно. По словам начальника управления регулирования транспортировки нефти и нефтепродуктов комиссии Александра Коршунова, чиновники считают нынешние тарифы «оптимальными» и просьбу «Транснефти» удовлетворят до 20 декабря.

Между тем осенью этого года «Транснефть» обращалась в ФЭК с просьбой повысить тариф на 12%. Как объясняли в компании, это было вызвано тем, что программа переоснащения на 2002 год рассчитывалась исходя из 20-процентного годового повышения, а до этого тариф увеличивался только в феврале и всего на 13%. Однако чиновники почти два месяца посвятили различным расчетам и согласились лишь частично удовлетворить просьбу компании. Кроме того, в середине октября представители Счетной палаты отметили, что «Транснефть» по обыкновенным акциям (75% от уставного капитала), которые находятся в госсобственности, платит меньше дивидендов, чем по привилегированным. В этом сотрудники СП усмотрели ущемление интересов государства. Правда, тогда в «Транснефти» ссылались на то, что в случае увеличения прибыли государства компания не сможет реализовать в полном объеме свою программу.

После сообщения о сохранении тарифов на нынешнем уровне г-н Вайншток рассказал и о некоторых других планах компании. «Транснефть» планирует увеличить мощность Новороссийского нефтетерминала до 50 млн т нефти в год (в этом году перевалка составит 45 млн т). Кроме того, до конца года будет подписано межправительственное соглашение о поддержке проекта интеграции нефтепроводов «Дружба--Адрия».

Денис РЕБРОВ