|
|
N°227, 09 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Добровольцы, назад!
Остающимся в Ингушетии беженцам обещают отключить газ
Первый палаточный лагерь беженцев в Ингушетии был закрыт в конце прошлой недели. Большинство жителей лагеря под Аки-Юртом отправлены обратно в Чечню -- пожитки, накопленные людьми за три года жизни под открытым небом, были погружены на грузовики. Судя по всему, федеральные власти намерены превратить это событие в мощную пропагандистскую кампанию, демонстрирующую, что массовое возвращение мирных жителей в Чечню уже началось. Во всяком случае, помощник президента Сергей Ястржембский уже заявил, что отныне возвращение беженцев получит «системный характер». По его словам, до нового года из Ингушетии должны уехать еще 18 тысяч жителей палаток.
В Чечне большую часть беженцев собираются селить в частном секторе -- хозяевам помещений, где они разместятся, обещано платить 14 рублей в день за каждого поселенца. Еще шесть тысяч должны оказаться в центрах временного размещения -- своего рода общежитиях. Однако, по словам замначальника Федеральной миграционной службы (ФМС) Ингушетии Игоря Юнаша, центры только предстоит открыть.
Впрочем, многим беженцам разрешили взять с собой из Ингушетии даже палатки. Так что, по мнению правозащитников, лагеря просто переместятся из относительно безопасной Ингушетии, где у людей даже есть шанс найти работу, обратно в зону контртеррористической операции. Поэтому, считают правозащитники, единственный смысл всей затеи -- доказать «определенным политическим кругам на Западе», что в Чечне «все нормально», а государство «в состоянии решить проблемы перемещенных лиц». По мнению г-на Юнаша, именно эти круги заинтересованы в сохранении палаток. Еще, утверждает г-н Юнаш, лагеря нужны гуманитарным организациям, которые без них лишатся фронта работ, а также боевикам, у которых с жителями палаток тесные связи. В ФМС считают, что закрытый первым лагерь «Иман» в Аки-Юрте был как раз наиболее подвержен влиянию сепаратистов.
Однако, вероятнее всего, Аки-Юрт был закрыт первым по совсем другим причинам. В этом лагере проживало всего около 1,5 тысяч человек -- это почти вчетверо меньше, чем в любом из больших лагерей под станицей Слепцовская. Но и его закрытие тут же вызвало широкий резонанс, поскольку далеко не все беженцы стремились обратно в Чечню. Глава фракции «Яблоко» Григорий Явлинский считает недопустимым возвращение пострадавших от войны людей против их воли в неприспособленные и опасные для их жизни условия. «Мы призываем руководство страны и Ингушетии не допустить новых страданий людей, уже переживших много горя», -- заявил г-н Явлинский. Ситуация вокруг палаток приобретает и международный резонанс: в пятницу посол США в Москве Александр Вершбоу сообщил журналистам, что в Вашингтоне «есть информация о недобровольном характере возвращения переселенцев».
Но российские власти категорически отвергают все подозрения в давлении на беженцев. «Нет и не может быть речи о насильственном возвращении чеченских семей из Ингушетии в Чечню», -- утверждает Сергей Ястржембский. Между тем газете «Время новостей» стало известно, что жителям оставшихся в Ингушетии палаточных городков уже пообещали с 21 декабря отключить свет и газоснабжение.
Иван СУХОВ