В Симоновском суде Москвы начался повторный процесс по
скандальному делу «золота партии». По данным Следственного комитета (СК) при МВД РФ, в середине 90-х годов несколько ловких дельцов решили воспользоваться расхожей легендой о несметных богатствах, якобы припрятанных бонзами КПСС. Мошенники выпустили сертификаты на 10 млрд долл. и утверждали, что они обеспечены сотнями тонн партийного золота и серебра, которые хранятся в Бельгии и России. Взамен на свои бумаги аферисты умудрились получить у ряда крупных банков и западных фирм кредиты, продукты, нефть. В 2001 году их приговорили к срокам от четырех до пяти лет тюрьмы, а один из участников аферы -- гендиректор ООО «Восток-Энерго М» Евгений Сорокин -- вовсе был оправдан. Генпрокуратура опротестовала это решение, и на днях над Сорокиным начался новый суд.
По версии СК, организаторами аферы были предприниматель-инвалид Михаил Загребельный и вор в законе Максим Хван. Они зарегистрировали в офшоре острова Мэн компанию MET Corporation LTD и взяли в партнеры главу двух мелких столичных фирм Владимира Константиновича Черненко. Последний в бизнесе особо не преуспевал, но фамилия и отчество позволяли выдавать его за сына бывшего генсека Константина Черненко.
Сначала аферисты совершили турне по сибирским и дальневосточным золотодобывающим артелям. Их руководителям рассказывалась одна и та же байка: якобы «сын Черненко» унаследовал от папы большие связи «в верхах», и власти уполномочили МЕТ оказывать финансовую помощь золотодобытчикам. В подтверждение мошенники предъявляли соответствующие бумаги за подписью вице-премьера Анатолия Чубайса (понятно, они были липовыми). Старатели верили Загребельному и Черненко, выделяли им приличные премиальные и заключали с МЕТ договоры о сотрудничестве, где указывалось, что фирма готова приобретать у старателей сотни тонн золота и серебра.
По возвращении из Сибири Загребельный с партнерами зарегистрировали ЗАО «Якутзолототраст» и в 1995--1996 гг. выпустил от его имени 111 сертификатов на депозит, якобы обеспеченных 750 тоннами золота и 460 тоннами серебра. Подтверждением проекта, как уверяли аферисты, были те самые договоры со старателями. Сертификаты мошенники положили на хранение в бельгийский Кредит-банк и московское представительство латвийского Саулес-банка. Дальше гг. Загребельный и Черненко отправились по офисам российских и зарубежных крупных компаний, где рассказывали новую байку: будто их сертификаты обеспечены «золотом партии», спрятанным в банках Бельгии и России. Удивительно, но и этому многие тоже верили. Лихтенштейнская фирма Agrohansa AG в обмен на сертификат «ценой» в 37 тонн золота передала мошенникам партию продуктов. Банк «Останкино» согласился под залог сертификата выдать свои гарантийные бумаги, которые были обменяны в концерне «Петролеум ЛТД» на 3 тыс. тонн топлива, и т.д. Сбывалось полученное добро через принадлежавшую предпринимателю Евгению Ветрову фирму «Яуза» и ООО «Восток-Энерго М» Евгения Сорокина.