«Бискайский Чернобыль», «Черное Рождество», «Проклятые танкеры». Заголовки парижских и мадридских газет говорят сами за себя. Черная маслянистая пленка от
затонувшего танкера Prestige неумолимо приближается к знаменитому курортному побережью французской Страны Басков. Сказочный, заповедный край - песчаные дюны, сосновые леса, устричные промыслы, бесконечные пляжи - стоит перед угрозой загрязнения, которого Западная Европа еще не знала. По официальной версии Prestige уже потерял 11 из 70 тыс. тонн перевозимого им топлива. Трудно полностью оценить последствия трагедии для экологии атлантического побережья Испании, Франции и Португалии. Тринадцать лет назад у берегов Аляски потерпел крушение танкер Exxon Valdez - по сей день в местных водах находят остатки разлитой нефти.
Как утверждают рациональные французы, сравнение не вполне правомерно. После катастрофы у берегов Аляски американская нефтяная компания Exxon сразу же признала свою вину за катастрофу и выплатила 2,5 млрд долларов для очистки загрязненной акватории и санации берегов. В случае с Prestige на подобную «щедрость» со стороны тех, кто превращает океан в сточную канаву, рассчитывать вряд ли приходится. Не верится, что компания Crown Resources AG, зафрахтовавшая «грязное» судно, возьмет на себя ответственность за трагедию. До сих пор мало кому известно, что и кто стоит за вывеской Crown Ressources AG.
«Штаб-квартира названной компании находится в настоящий момент в Швейцарии, хотя основная часть капитала Crown Resources AG - российская», - пишет мадридская газета El Mundo. Она уточняет, что компания является частью колоссального российского холдинга «Альфа-Групп»: «Значительная часть танкеров, которые Фридман (Михаил Фридман, глава «Альфа-Групп». -
Ред.) фрахтует для перевозки нефти, ходит под флагами балтийских государств (Литвы, Латвии и Эстонии). Они не подписали Парижского протокола, благодаря чему им удается избегать проверок на пригодность к перевозке нефтепродуктов. В довершение всех зол топливо, которое перевозят суда, зафрахтованные холдингом, как правило, самого низкого качества. Содержание серы в топливе с Prestige составляло 2,8%, что более чем в два с половиной раза превышает норму содержания этой примеси в топливе, разрешенном Евросоюзом к продаже на территории Европы».
Это топливо не было предназначено для Европы, оно направляется в страны Азии, где сжигается на электростанциях. На днях французская служба расследования происшествий произвела его анализ и установила наличие в нем шести компонентов, которые Международное агентство по исследованию раковых заболеваний относит к категории канцерогенных веществ.
Корреспондент газеты «Время новостей» попытался связаться с отделением Сrown Resources AG в Гибралтаре и со штаб-квартирой этой «дочки» «Альфа-Групп» в Цуге в Швейцарии, чтобы узнать, как компания оценивает свою причастность к происшедшему и собирается ли участвовать в устранении последствий экологической катастрофы. В Гибралтаре никто упорно не отвечал по телефону, всюду сообщаемому как справочный, в Швейцарии голос в трубке решительно отказался от каких-либо комментариев.
Европа готовит
жесткие ответные меры. В пятницу под эгидой европейского комиссара Лойолы де Паласио министры 15 стран ЕС приняли решение запретить появляться в пределах 200-мильной зоны вдоль европейских берегов танкерам с однослойными бортами, тем более если эти «экологические бомбы» перевозят тяжелое горючее, гудрон или битум. Решение должно вступить в действие незамедлительно (хотя сразу после аварии европейцы говорили об отложенных сроках введения такого запрета - с 2015 года). Отменены выходные у членов французского правительства. В воскресенье премьер-министр Жан-Пьер Раффарен провел заседание своего кабинета, посвященное катастрофической обстановке с экологией в Атлантике. Российский престиж основательно подмочен, французы готовятся к Рождеству в трауре по погубленной природе.