Время новостей
     N°227, 09 декабря 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.12.2002
Мечта о кодексе
Минфин хочет улучшить межбюджетные отношения
Как заявил в пятницу вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, в первом квартале следующего года Минфин внесет в правительство новую редакцию Бюджетного кодекса. Главные изменения должны коснуться межбюджетных отношений.

Работа над поправками уже кипит. Подготовлены дополнения в «социально опасную» главу 11 Бюджетного кодекса, которая должна регулировать разграничение расходных полномочий и обязательств между всеми уровнями бюджетной системы России. В настоящее время в этой главе четко не прописано взаимодействие таких полномочий. Поэтому на региональные и местные бюджеты зачастую возлагаются расходные обязательства без предоставления источников финансирования. Новая редакция главы вводит такие понятия, как «расходные полномочия», «регламентация расходных обязательств», «финансовое обеспечение расходных обязательств», а также «федеральный реестр расходных обязательств».

И все же в пятницу министр финансов вернулся к теме Бюджетного кодекса по иной причине. Его обеспокоили заявления Счетной палаты по итогам проверки исполнения бюджета прошлого года. Как всегда, было выявлено нецелевое использование бюджетных средств -- 222 млн руб. Всего же в ходе исполнения главного финансового документа страны обнаружены нарушения и ошибки, потери от которых составили 12,8 млрд рублей. В частности, не были приняты должные меры по отмене большинства льгот. Счетная палата даже выразила желание подключиться к проводимой сейчас Минфином работе над поправками в Бюджетный кодекс.

Однако на фоне желания сделать бюджетное законодательство более прозрачным крайне странно выглядят недавно принятые поправки к закону о бюджете-2003, дающие право регионам-донорам передавать бюджетные счета на обслуживание в комбанки. Как заявила в пятницу начальник Главного управления федерального казначейства Татьяна Нестеренко, передача "донорских" региональных бюджетов в банки ставит под сомнение сохранность этих средств и замораживает ситуацию с непрозрачностью бюджетных процедур.

И хотя речь идет только о счетах для обслуживания сделок по госбумагам, подобные поправки фактически возвращают бюджетную систему на несколько лет назад, в эпоху «уполномоченных банков». В свое время большая часть из пропавших государственных средств исчезала именно на этапе прохождения через систему уполномоченных банков. Региональные власти размещали бюджетные деньги в комбанках под заниженные проценты, а разницу выводили в офшоры.

Ирина СКЛЯРОВА