Время новостей
     N°227, 09 декабря 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.12.2002
В одном корпусе далеко не уплывешь
Евросоюз и «Росречфлот» охраняют природу
Министры транспорта стран Евросоюза в пятницу решили запретить заход в порты ЕС танкеров с одинарным корпусом, транспортирующих мазут, битум и гудрон. Отдельные страны ЕС могут вводить этот запрет уже с 1 января, а в рамках Союза в целом он должен быть утвержден к 1 июля 2003 года. Министры поручили Еврокомиссии координировать данный запрет с Россией и другими странами. Кроме того, скоро опасным танкерам будет нельзя находиться не только в портах Евросоюза, но и в водах стран ЕС. Министры транспорта решили приблизить на пять лет введение запрета на использование танкеров с одинарным корпусом в водах стран ЕС -- срок перенесен с 2015 на 2010 год. Министры поручили также Еврокомиссии добиваться изменения международного морского права с целью запрета на проход танкеров с одинарным корпусом с наиболее опасными нефтепродуктами в 200-мильной исключительной зоне стран ЕС.

Москва уже согласовала свою политику с европейской: к 2010 году в России будет полностью прекращено использование танкеров с одинарным корпусом на внутренних водных путях. Об этом в прошлую пятницу объявил замминистра транспорта, руководитель «Росречфлота» Николай Смирнов. Суда такой конструкции будут переделаны в химовозы.

Всемирное внимание к количеству корпусов у танкеров привлекла недавняя авария судна «Престиж» у берегов Испании, повлекшая за собой экологическую катастрофу на обширном участке побережья. Если бы «Престиж» имел дополнительный внутренний корпус, которым оснащаются современные танкеры, то пробоина не привела бы к таким драматическим последствиям.

Все работающие на внутренних водных путях России однокорпусные танкеры относятся к одному и тому же типу -- нефтерудовоз. Они строились с 1968 по 1992 год сначала на заводе «Красное Сормово», а затем на «Каме». Всего за это время было построено 60 танкеров, из которых сейчас списан только один, сообщил Николай Смирнов. Нефтерудовозы предназначались для работы на линии Ярославль--Кандалакша, где перевозили в одну сторону мазут, а в другую -- руду для Череповецкого металлургического комбината. Отсюда их своеобразная конструкция, в которой танки с топливом от окружающей среды отделяет только один корпус. Нефтерудовозы поставлялись в основном пароходству «Волготанкер», но в 90-е годы они попали в состав других, более мелких судоходных компаний. Сейчас теплоходы этого типа эксплуатируются в Волжском бассейне, на Балтийском, Азовском, Черном и Каспийском морях. Они задействованы в основном на экспортных перевозках нефти, но при нынешнем отношении к экологии за рубежом эти суда, очевидно, не имеют будущего. Внутри России они тоже не у всех вызывают восторг. В 1998 году мэрия Санкт-Петербурга официально просила «Волготанкер» ограничить перевозку нефти судами с одинарным дном, а с началом навигации 1999 года местные власти вообще запретили проход по Неве таких теплоходов. Однако это решение было вскоре отменено по требованию Минтранса.

Как будто специально для того, чтобы подтвердить правоту экологически озабоченных местных чиновников, в октябре того же 1999 года принадлежащий «Волготанкеру» «Нефтерудовоз №7» сел на мель в 46 километрах от северной столицы выше по течению Невы. В реку и Финский залив ушло, по разным оценкам, от 45 до 70 тонн мазута. Расходы на ликвидацию аварии составили 15 млн рублей.

Именно в такую же сумму, по словам г-на Смирнова, оцениваются затраты на переделку каждого нефтерудовоза в химовоз (такие суда, как ни странно для неспециалиста, считаются менее опасными для экологии, чем танкеры). «Волготанкер» уже подготовил программу финансирования этих работ и собирается завершить их к 2010 году, сообщил замминистра. Он считает, что наибольшую потенциальную опасность для отрасли таит в себе возраст судов, достигший в среднем 25 лет. Между тем Южная Корея некоторое время назад запретила заход в свои порты судам старше 15 лет и таким образом подала другим морским державам очень нежелательный для России пример.

Михаил КУКУШКИН