|
|
N°227, 09 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Иберийский фронт
Россия довольна встречей в Португалии
Вчера глава МИД России Игорь Иванов вернулся в Москву из турне по Иберийскому полуострову. Однодневному визиту в Испанию предшествовало двухдневное участие в работе юбилейного, десятого заседания совета министров иностранных дел Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в португальском городе Порто. Главная проблема, которая стоит сегодня перед европейцами и которой посвящены все крупнейшие евроатлантические мероприятия последнего времени -- необходимость координации усилий в борьбе с международным терроризмом. Неудивительно, что на заседаниях в Порто эта проблематика имела приоритетное значение, а наиболее значимым итоговым документом стала Хартия по противодействию терроризму и борьбе с ним.
Вокруг принятия «Стратегии ОБСЕ по противодействию новым угрозам безопасности и стабильности в XXI веке» неожиданно развернулась интрига. Азербайджану почему-то пришлось не по душе предложение Лиссабона отметить особый вклад в разработку «Стратегии» России и США. В итоге Португалия сделала «интерпретирующее заявление», то есть зафиксировала в протоколе свое особое мнение, отчего деятельность России и США была подана еще более рельефно.
Свое «особое мнение» выразили также Грузия и Молдавия. Они решили надавить на Москву, обвинив ее в нарушении Стамбульских договоренностей 1999 года по вывозу вооружений из Приднестровья и закрытию в Грузии российских военных баз. Вопреки ожиданиям, результат был получен обратный. Теперь Россия не связана конкретными сроками: европейцы сочли объективными трудности, с которыми Москва столкнулась при выполнении взятых на себя обязательств.
Глава российского МИДа остался доволен конструктивной рабочей атмосферой встречи в Порто. В беседе с нашим корреспондентом он подчеркнул, что в этом «не только немалая заслуга португальского председательства, но и результат новых тенденций, складывающихся в мире и в Европе». «Сейчас идет серьезная трансформация всех институтов в области безопасности и внешней политики -- НАТО, ЕС. Естественно, ОБСЕ также эти события переживает» -- добавил министр.
Игорь Иванов покинул Португалию с «высокой степенью уверенности, что ОБСЕ может играть важную роль в будущем обустройстве евроатлантического пространства». Он подчеркнул, что «после серьезного кризиса ОБСЕ, пережитого несколько лет назад, мы вышли на конструктивный диалог, обещающий вывести на решение, которое позволяет в максимальной степени использовать немалый потенциал ОБСЕ в интересах сотрудничества и безопасности в Европе».
Г-н Иванов сообщил также, что в Порто обсуждалась возможность продления мандата ОБСЕ в Чечне, срок которого истекает в этом году. По словам министра, важно определить «те сферы, где деятельность миссии будет полезна», а это, по его мнению, «гуманитарная область, содействие восстановлению демократических институтов, в том числе проведение выборов после референдума». Глава российской дипломатии отметил, что «настрой в ОБСЕ таков, чтобы найти взаимоприемлемые договоренности в продлении миссии». В то же время он подчеркнул недопустимость попыток «использовать ОБСЕ в качестве рычага давления на ее государства-участники». «У нас в организации нет учителей и учеников. Мы все строим общее будущее», -- добавил он. Переезд эмиссара чеченских сепаратистов Ахмеда Закаева из Дании в Великобританию Игорь Иванов прокомментировал риторическим вопросом: «А если бы в Лондон прибыл террорист Бен Ладен, поступили бы с ним, как с Закаевым?».
Что касается заключительной, испанской части турне российского министра, то в Мадриде он провел первые полноформатные переговоры с Аной Паласио, недавно возглавившей внешнеполитическое ведомство Испании. Отношения между Москвой и Мадридом сегодня находятся на подъеме, они проникнуты «духом доверия, взаимодействия и сотрудничества», считает г-н Иванов. Беседа двух министров стала своеобразной сверкой часов по широкому спектру международных проблем. Обсудили они и вопросы расширения взаимодействия двух стран в торгово-экономической сфере, а также в области инвестиций.
Екатерина ЛАБЕЦКАЯ, Порто--Мадрид