Время новостей
     N°226, 06 декабря 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.12.2002
«Ниве» осталось три года
General Motors предлагает России отказаться от старого вазовского внедорожника
Президент «АвтоВАЗа» Виталий Вильчик официально заявил о том, что с 2005 года прекратится производство автомобиля «Нива-Лада». По словам президента Волжского автозавода, это решение обусловлено одним из пунктов Генерального соглашения о создании СП с компанией General Motors по выпуску автомашин «Chevrolet-Нива». Дело в том, что значительное число комплектующих как для старой, так и для новой «Нивы» совпадает, а согласно условиям контракта с американской корпорацией использовать какие-либо узлы автомобиля для производства новых разработок запрещено.

General Motors начиная с начала 90-х годов предпринимала попытки создать в России собственное производство. Одним из первых проектов стал выпуск джипов «Шевроле-Блейзер» на Елабужском автозаводе, однако производство оказалось нерентабельным. С 2001 года переговоры начались с Волжским автозаводом, и они оказались достаточно успешными: было создано совместное предприятие «GМ -- АвтоВАЗ», в котором «ВАЗу» и GM принадлежит по 41,5% акций, а Европейскому банку реконструкции и развития -- 17%, и уже в сентябре 2002 года с конвейера сошла первая автомашина «Chevrolet-Нива» (ВАЗ-2123). Общая стоимость создания производства составит около 332 млн долларов.

В 2002 году Волжский автозавод выпустит согласно производственному плану 69 тыс. автомашин «Нива-Лада» и около 500 «Chevrolet-Нива». В дальнейшем выпуск «совместных» машин будет нарастать, а старой «Нивы» -- сокращаться. В 2003 году планируется произвести уже до 25 тыс. «Chevrolet-Нива» (максимально -- до 35 тыс.), а всего производственные мощности позволяют нарастить выпуск до 75 тыс. единиц. Как отметил директор по PR СП Владимир Дербенев, именно растущие потребности нового производства в деталях и комплектующих будут определять снижение выпуска старых машин «Нива».

Впрочем, планы СП по производству новых автомобилей «Нива» не поставят крест на производстве старой модификации. Как заявила пресс-секретарь «АвтоВАЗа» Елена Чернова, ее будут выпускать на Усть-Каменогорском автозаводе в Казахстане, открытие которого запланировано на 9 декабря. Предполагается, что уже в 2003 году это предприятие выпустит порядка 9 тыс. автомашин «Нива-Лада». И хотя согласно планам Волжского автозавода производство в Казахстане может быть увеличено до 20 тыс. автомашин, этот объем явно будет незначителен по сравнению с числом выпускаемых «Chevrolet-Нива», да и в Россию большинство из казахстанских машин поставляться не будет.

По мнению аналитиков, желание американских участников СП «GМ--АвтоВАЗ» прекратить выпуск старой «Нивы» в России вполне объяснимо: конкуренция между относительно дешевой и неприхотливой «Нива-Лада» (5--6 тыс. долларов) и более дорогой «Chevrolet-Нива» (8 тыс. долл. в базовой и 9,3 тыс. долл. в «люксовой» комплектации) СП не нужна.

«Оба автомобиля вряд ли настолько плотно пересекаются в одной и той же рыночной нише, однако следует признать, что у них существует значительный слой покупателей, который может купить как ту, так и другую модификацию», -- считает представитель одного из московских дилерских салонов.

Пока российско-американское СП планирует производить новые «Нивы» лишь для российского рынка -- отечественным покупателям будут предложены две модификации, базовая и «люкс». Базовая комплектация «Chevrolet-Нива» (L) будет оснащена российским двигателем и трансмиссией, а люкс (GLS) отличается от нее наличием литых дисков, противотуманных фар, улучшенной отделкой сидений и салона, а также тонировкой стекол. Но уже с октября следующего года СП начнет выпуск двух экспортных вариантов новой «Нивы» -- LX (базовая комплектация) и GLX (с импортными двигателем и трансмиссией). По словам Владимира Дербенева, регулировать сбыт этих автомашин в Европе будет Европейская штаб-квартира General Motors.

Дмитрий ПОНОМАРЕВ