|
|
N°160, 02 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Революцьонный держите шаг
Правительство на ходу обновляет Налоговый кодекс
Всего 29 глав Налогового кодекса, быть может, отделяют Россию от дороги, ведущей к процветанию и благополучию. Как заявил вчера первый замминистра финансов Сергей Шаталов, «осела пыль летних налоговых потрясений», и можно давать первые оценки. Правительство летними законотворческими работами почти довольно: приняты четыре главы второй части кодекса -- НДС, акцизы, единый социальный и подоходный налоги. Не удастся принять в этом году налог на прибыль, но г-н Шаталов рассчитывает, что до конца летней думской сессии будущего года работа над Налоговым кодексом будет полностью завершена. Если этот оптимистический прогноз сбудется, то буквально с 1 января 2002 года страна будет жить по полному собранию новых налоговых правил.
Впрочем, сомнительно, что удастся форсированно довести налоговую реформу до победного конца. Неясно также, стоит ли работать стахановскими методами. Когда «осела пыль» и правительство внимательно прочитало принятые в ускоренном темпе главы, то обнаружилось множество огрехов. Как признал первый замминистра, «было сделано много технических ошибок, которые представляют угрозу для функционирования принятых глав». Кабинет считает, что это поправимо, если до конца года принять соответствующие поправки.
Но хотя поправки уже внесены в Думу и среди депутатов ведется разъяснительная работа об их сугубо техническом характере, не факт, что они пройдут на ура. Достаточно того, чтобы против принятия поправок сразу в трех чтениях (как планируется) воспротивились критики Кодекса -- коммунисты, и процесс исправления налоговых недоделок может затянуться. Смогут ли «функционировать» тогда новые налоги, неясно. В Министерстве по налогам и сборам, которому придется испытывать налоговые теории на практике, уже сейчас выражают серьезные опасения на этот счет. Без радости ждут нового года и во многих регионах. В Москве лихорадочно ищут способы компенсировать потери от отмены оборотных налогов, но кроме предельного -- до 5% налога с продаж с 1 января -- ничего не придумали. Да и не все местные власти готовы к переменам: не везде приняты решения о введении с будущего года муниципального налога на прибыль в размере до 5%. Чтобы не допустить обвала местных бюджетов, которым нужно чем-то замещать отменяемый налог на жилищно- правительство хочет провести поправку, по которой 5-процентный муниципальный налог будет действовать в 2001 году даже там, где власти не удосужились установить свою ставку.
Но если вторая часть Кодекса -- вызванные спешкой недоделки, то принятая два года назад и вступившая в действие с 1999 г. первая часть просто разонравилась правительству. На своем сегодняшнем заседании кабинет обсудит пять законопроектов, вносящих поправки в различные статьи первой части. Часть из них, по словам г-на Шаталова, носит технический характер: например, определение «имущество» будет включать и понятие «имущественные права». Есть и более принципиальные поправки. Касающиеся, в частности, штрафов. Сейчас штрафовать неплательщика можно только по решению суда. Предлагается со счетов согласных с наказанием должников списывать штрафы в бесспорном порядке.
Ряд поправок сам г-н Шаталов охарактеризовал как «конфликтные». Это касается, к примеру, расширения набора признаков взаимозависимых лиц, новых правил уплаты авансовых платежей, изменения определения налогоплательщика, момента уплаты налога. Сейчас налог считается уплаченным после получения банком поручения налогоплательщика о списании средств со счета, если на нем достаточно денег. Правительство предлагает считать налог уплаченным только после списания денег с банковского счета.
Это только первая порция поправок в первую часть кодекса. По словам г-на Шаталова, придется вносить еще много корректировок. И по настрою депутатов очевидно, что коррекция общей части будет идти очень непросто.
Но даже если в будущем году все главы кодекса будут приняты (что сомнительно, если учесть, что по многим главам, например по прибыли, есть альтернативные проекты, а это может затянуть процесс их одобрения), налоговая реформа на этом не закончится. Нет предела совершенству, и практика применения новых налоговых правил наверняка потребует законодательной шлифовки. Корректировка линии характерна, впрочем, для любой революции. Главное, чтобы поспешность и радикализм первых решений не привели к контрреволюции.
Cветлана ЛОЛАЕВА