Время новостей
     N°225, 05 декабря 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.12.2002
«Саддам - посредственный попутчик на крутых виражах»
В администрации США введен специальный пост для контактов с иракской оппозицией. Его займет высокопоставленный сотрудник Совета национальной безопасности США Залмай Халилзад, одновременно спецпредставитель президента по Афганистану. А на следующей неделе в Лондоне пройдет международная конференция иракской оппозиции, в которой примут участие дипломаты из США и Великобритании. Обсуждаться будет будущее Ирака на случай свержения президента Саддама Хусейна. Россия твердо заявила, что участвовать в подобных мероприятиях не будет. Тем не менее Москва всегда поддерживала некоторые контакты с оппозицией Хусейну. Об этом в интервью газете «Время новостей» рассказывает ветеран службы внешней разведки России, бывший помощник начальника внешней разведки КГБ СССР и бывший начальник отдела спецопераций Александр КИСЕЛЕВ.

-- Официально Россия сегодня не выходит на связь с иракской оппозицией. Но правильно ли это, на ваш взгляд разведчика, работавшего в этом регионе и общавшегося, в частности, с курдской оппозицией Саддаму на севере Ирака? Может, Москве надо подстраховаться на случай смены нынешнего иракского режима?

-- Основываясь на собственном опыте, я считаю, что не может не быть сегодня нашего присутствия, например, в Курдистане, где всегда пересекались интересы ведущих держав мира. То, что контакты с курдами должны быть, -- совершенно очевидно. Наверное, они и есть. Мы заинтересованы в том, чтобы наши позиции там ощущались. Это богатейший регион. Еще Сталин говорил, что Курдистан плавает в нефтяном море. А нефть там дешевая и высококачественная. Поэтому в стороне мы быть не можем. Не хочу выглядеть циничным, но политика без цинизма не бывает, и тут есть еще один фактор: чем сложнее ситуация у наших оппонентов в каком-то регионе, тем выгоднее нам поучаствовать, чтобы еще больше усугубить их положение ради собственных выгод. Скажем, позиции Великобритании в Курдистане, которая традиционно там сидела с 1907 года, ухудшились, им пришлось подвинуться под натиском американцев. А речь о миллиардах долларов.

-- Правда, Александр Викторович, что в 60-х англичане вас едва не убили в северном Ираке? И все из-за той же нефти?

-- В 60-е годы в наши руки попали недвусмысленные материалы о том, что у англичан достаточно сильны позиции в курдском повстанческом движении. Тогда меня выбрали, чтобы я довел ряд идей нашего руководства до Мустафы Барзани, тогдашнего лидера курдского национально-освободительного движения. В 1961 году я участвовал в доставке курдам оружия, 40 тонн. Потом провел какое-то время на севере Ирака. Для англичан, боровшихся в первую очередь за нефть, мое присутствие там не было благом. Ситуация в регионе была взрывоопасной. Англичанам и их бизнесу и без того было сложно маневрировать. А мы, осуществляя свою стратегию, осложняли им жизнь. Главной их целевой установкой была нефть. Они не очень опасались, что мы влезем на их месторождения. Но не нравилось уже то, что мы просматриваем всю игру между старыми хозяевами -- англичанами и новыми -- американцами. Ну и бизнес, конечно. Они понимали, что задача определения перспектив советского участия в этом бизнесе возлагалась на спецслужбы, поскольку официальных возможностей зацепиться там у нас не было.

-- И жизнь человека могла быть загублена из-за этого?

-- О, ну это, извините, мелочь. Конечно, мне не было наплевать на собственное благополучие, но где счет идет, грубо говоря, на тысячи голов, то там сложно учитывать все. Нюансировка настолько тонкая, что чем-то приходится поступаться. Хотя я не знаю эпизода гибели кого-либо из наших кадровых сотрудников в данном регионе. Попытки были, как и в моем случае, но, слава Богу, все обошлось. Хотя не случайно серьезное предупреждение было.

-- Потом вы работали в Европе. Пригодились ли вам ваши контакты с иракскими курдами?

-- Ну, например, один из курдов потом на нас работал в Лондоне. Там он у нас уже был не курдом, а гражданином третьей страны, с другими документами. Потом он натурализовался, получил гражданство, и, а он значительно моложе меня, наверное, живет спокойно.

-- То есть мы всегда опасались раздражать центральные власти Ирака контактами с курдами?

-- Конечно. Это был существенный фактор. А уж сейчас тем более, когда мы уже закопали в Ираке в последние годы порядка 70 миллиардов долларов. Эти инвестиции -- вот что важно для нас там. Нам надо их хотя бы вернуть, не говоря о надеждах на прибыли, ради которых мы туда и полезли. Нам что, извините, нужен этот Саддам Хусейн? Нам нужны наши кровные! Недаром американцы говорят, что знают интересы России, и даже намекают на возможность компенсировать какие-то наши потери! Что мы будем иметь в конечном счете -- это тоже важно.

-- Так ведь обманут!

-- Безусловно. Рискованно менять эти пряники на наши сегодняшние интересы. Видя проблему под некоторыми другими углами, я уверен: если нас сдвинут оттуда, то все, конец. Ради чего американцы все это затевают? Ради нефти! Это колоссальные запасы, на триллионы долларов! Нас туда не подпустят.

-- Тем не менее в последнее время мелькают сообщения, что представители российских посольств более активно встречаются и с курдской оппозицией Саддаму, и с шиитской. Что это значит?

-- Политика всегда многопланова. Интриги обязательны. Это большая игра. Контакты с оппозицией в правилах этой игры, и Саддам это понимает, даже если это его раздражает. Играют все, и мы не должны отставать. Хотя специфику режима надо учитывать. При этом Саддам все-таки понимает, что мы для него играем ключевую роль. С нами считаться надо. Но он также понимает, что мы не можем занимать железобетонную позицию, как были Громыко или Молотов -- медный лоб и чугунная задница. Совсем прямолинейными нельзя быть. Это не значит, что мы сдаем Саддама. Нет, мы будем бороться до конца.

-- И все-таки Ирак был союзником СССР?

-- У нас были сложные отношения с Саддамом. Превалировало экономическое начало, нам надо было присутствовать в регионе. Политически мы были и остаемся несовместимы. Дичайший культ. Ведь с чего он начал: с резни иракской компартии. А мы на это закрыли глаза. Да и курдам после прихода Саддама к власти мы уже не поставляли оружия. Это же Восток. Все знали обо всем. Ни один патрон не оставался без внимания местных и иностранных спецслужб. Утечка колоссальная. Все продается и все покупается. Дело только в цене. Все коррумпированы. Думаю, и сейчас все всем известно. Так что Саддам никогда не был нашим братом по духу, по устремлениям и целям. В лучшем случае он был посредственным попутчиком на крутых виражах. Человеком, который в какой-то мере поддерживал наши интересы на Ближнем Востоке. Но при этом вел свою игру. И там, где было выгодно нас запродать, он делал это охотно и достаточно часто. Наших людей он беспощадно уничтожал. Стоило какому-то иракцу проявить некий интерес к нашей стороне -- так он и исчезал бесследно. Мы и протестовать-то не могли. Ведь нужна доказательность, а это значит расшифровать наши источники. Здесь уж выбирали, что дороже.

В Северном Ираке, где под защитой американцев действует оппозиция Саддаму, в основном курдская, -- беспорядки. Около 20 человек погибли в ходе столкновений, вспыхнувших вчера в Северном Ираке между отрядами Патриотического союза Курдистана (ПСК) и боевиками группировки «Ансар аль-Ислам», которую многие специалисты причисляют к террористической сети «Аль-Каида» Усамы бен Ладена. По словам представителя ПСК, боевики «Ансар Аль-Ислам» первыми атаковали позиции курдов и, применив тяжелую артиллерию, выбили их с двух позиций близ города Халабджа. Номинально контроль за этим районом осуществляется отрядами ПСК, возглавляемого Джалялом Талабани. Однако в последний год группировка «Ансар Аль-Ислам» взяла под свой контроль восемь деревень вдоль ирано-иракской границы. Считается, что после разгрома движения «Талибан» в Афганистане в состав группировки влились так называемые «арабские афганцы» и курдские боевики, прошедшие подготовку в лагерях «Аль-Каиды». С 1991 года Северный Ирак находится вне контроля режима Саддама Хусейна и фактически управляется курдскими формированиями. ИТАР-ТАСС

Беседовала Елена СУПОНИНА