|
|
N°160, 02 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не в собственниках дело
Госбанкам в России уготована долгая и счастливая жизнь
Вопрос «быть или не быть в России банкам с государственным капиталом» сейчас не просто неактуален, а вообще нелеп, так как подразумевает однозначный положительный ответ. Такое мнение вчера единодушно высказали участники международного семинара «Банки с государственным участием: проблемы и перспективы», организованного Внешэкономбанком (ВЭБ) и Всемирным банком. В то же время, как заявил на семинаре вице-президент ВБ Мануэл Конте, вопрос о будущем госбанков для России является «радикально важным».
По меньшей мере два крупных госбанка готовятся к собственной реорганизации в той или иной форме. Как заявил вчера Юрий Пономарев, глава Внешторгбанка, принадлежащего почти на 100% Центробанку, ВТБ разрабатывает программу действий, конечной целью которой является приватизация. Хотя, отметил он, банк делает это не по своей воле, а идя навстречу рекомендациям МВФ. Второй банк, ВЭБ, уже в конце ноября намерен представить в правительство и ЦБ концепцию собственной реорганизации. Ее основная цель -- отделить банковскую деятельность от специальных функций по управлению госдолгом, возложенных правительством на банк. Глава Внешэкономбанка Андрей Костин заявил газете «Время новостей», что реорганизация банка может занять как минимум полгода. Таким образом, если правительство одобрит концепцию до конца 2000 года, к осени следующего года ВЭБ сможет начать функционировать как обычный универсальный банк, а управление госдолгом перейдет к специально созданному агентству (согласно концепции, пояснил г-н Костин, оно будет подчиняться Министерству финансов).
По мнению Андрея Костина, задача разделения банковских и специальных функций стоит не только перед ВЭБ, но и перед другими банками с госучастием. Если решить ее удастся, то система госбанков, считает г-н Костин, станет двухуровневой. Первая категория банков с государственным капиталом -- обычные универсальные банки. Они находятся в едином правовом поле с коммерческими кредитными организациями, на них распространяется закон о банках и банковской деятельности, нормативы ЦБ и т.д. Вторая категория -- специализированные агентства с определенными функциями без банковской лицензии ЦБ. По словам Андрея Костина, примером такого агентства является госкорпорация АРКО, а в будущем такими структурами могут стать агентство по страхованию депозитов вкладчиков и агентство экспортного кредитования.
Первый замминистра финансов Алексей Улюкаев заявил, что банки с госучастием должны все же выполнять специфические функции, которые сейчас возложены на бюджет. В частности, льготное и лизинговое кредитование сельского хозяйства должно быть возложено на Россельхозбанк, сезонное кредитование текстильной промышленности, лесозаготовок, водного транспорта и обеспечения запасов топлива -- на Российский банк развития. При этом Алексей Улюкаев посетовал, что сейчас бюджетные средства, затраченные на эти цели, практически не возвращаются. На это глава ВТБ Юрий Пономарев заметил, что если функции бюджета переложить на универсальные государственные банки, то возвратность кредитов не улучшится, а сами госбанки «долго не протянут».
По мнению первого зампреда Банка России Татьяны Парамоновой, роль банков с госучастием должна рассматриваться исключительно в контексте реформирования всей банковской системы. А главный критерий состояния банка -- его финансовое положение, и форма собственности здесь ни при чем. «Цель реформирования -- минимизировать риски и не допустить системного кризиса, как в 1998 году. Если банк устойчивый, то не так важно, кто является его собственником», -- сказала г-жа Парамонова.
Государственные банкиры с элегантной легкостью развеяли сразу несколько мифов. Оказывается, коммерческие банки, а не государственные, имели в свое время наибольший доступ к бюджетным средствам. И зря злые языки поговаривают, что уровень менеджмента в банках с госучастием низкий, ведь они в отличие от многих своих негосударственных коллег с честью пережили финансовый кризис -- успешно рекапитализировались и не потеряли доверия иностранных партнеров. Председатели Сбербанка и Внешторгбанка Андрей Казьмин и Юрий Пономарев единодушно заявили, что вверенные им банки не получили от государства в период кризиса никакой помощи. Да и вообще госбанкиры от властей преференций не ждали и не ждут, но и никакого политического или финансового давления на них не оказывается.
Андрей ДЕНИСОВ, Николай МАЗУРИН