|
|
N°224, 04 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Государство - это мы»
СИБУРу не мешает военная техника
СИБУР оставит себе «Курганмашзавод» -- предприятие, производящее в том числе боевые машины пехоты. Таков итог рабочего визита делегации СИБУРа в Курган. Вице-президенты нефтегазохимической компании Виктор Зорькин (курирует кадры, безопасность и связи с госорганами) и Андрей Медведев (корпоративные и имущественные отношения) провели совет директоров и ряд консультаций с руководством завода. Подводя итоги, г-н Зорькин, являющийся по совместительству председателем совета директоров «Курганмашзавода», объявил: руководство холдинга совместно со своим главным акционером «Газпромом» решили сохранить участие в оборонном предприятии. По его словам, летом, когда к управлению СИБУРом пришла команда во главе с Дмитрием Мазепиным, велись переговоры о передаче контрольного пакета курганского завода государству. «Теперь они полностью прекращены, -- заявил Виктор Зорькин. -- «Газпром» является госструктурой, соответственно, и СИБУР в качестве его «дочки» является таковой». Поэтому необходимость формальной передачи акций государству отпала.
Как пояснил газете «Время новостей» г-н Медведев, летом не были понятны перспективы самого СИБУРа, который находился в процедуре банкротства. «Не исключалась и возможность распродажи активов за долги», -- говорит он. Теперь, когда ситуация стабилизировалась, холдинг принял решение интегрировать завод в свою структуру. Более того, Виктор Зорькин пообещал, что отныне управленческая команда СИБУРа будет активно участвовать в решении проблем предприятия. В частности, до конца года планируется проанализировать финансово-экономическое состояние завода, а также рассмотреть основные параметры бизнес-плана.
Но главная забота СИБУРа -- добиться восстановления права прямого военно-технического сотрудничества (ВТС) для «Курганмашзавода». Как рассказал гендиректор предприятия Валерий Дородный, оно было делегировано его заводу в сентябре 1996 года указом президента Бориса Ельцина сроком на шесть лет. И хотя де-юре этот срок завершился лишь пару месяцев назад, на практике уже около трех лет КМЗ не поставляет военную технику на экспорт. Причина в том, что в 1998 году был принят федеральный закон, запретивший работать напрямую с зарубежными покупателями предприятиям, контрольный пакет в которых не принадлежит государству (в то время он принадлежал структурам, близким главе ЮКОСа Михаилу Ходорковскому). «А для «Рособоронэкспорта», через который должны были пойти заказы, контракты на поставки БМП представляются мелковатыми по сравнению с экспортом тех же истребителей или военных кораблей, -- жалуется источник газеты «Время новостей» на заводе. -- В этом секторе нужно действовать быстро и динамично, а наши заявки лежат в Москве месяцами».
В результате, по разным оценкам, доля производства военной техники упала с 80% в 1996 году до 10--20% в нынешнем. «Курганмашзавод» не может нормально существовать без производства спецтехники, -- подчеркивает г-н Дородный. -- Нормальным на сегодняшний день представляется соотношение (военной и конверсионной продукции. -- Ред.) 50 на 50». Сейчас, по его словам, наметилась тенденция к улучшению ситуации. На рабочем уровне согласован вопрос об увеличении в следующем году госзаказа на 300% (по информации газеты, преимущественно за счет ремонтных работ для Минобороны). Но без доступа к внешним рынкам добиться обозначенных пропорций нереально, поэтому сейчас курганцы вместе со своими владельцами заняты тем, как включить «Курганмашзавод» в список экспортеров оружия.
Алексей ГРИВАЧ, Курган