Министерство юстиции Дании отказало вчера России в выдаче чеченского эмиссара Ахмеда Закаева, и уже днем он вышел на свободу. В Копенгагене посчитали, что из Москвы пришло недостаточно доказательств вины Закаева. Также Минюст Дании усмотрел некоторые процессуальные просчеты в представленных материалах. Для Генпрокуратуры РФ такое решение не стало неожиданным, и там его восприняли спокойно, назвав «политическим, а не юридическим». В ведомстве Владимира Устинова пообещали обжаловать действия датского Минюста в Европейском суде по правам человека.
Ахмед Закаев
был задержан во время
проведения в Копенгагене «Всемирного чеченского конгресса» в конце октября. Вскоре Генпрокуратура попросила у Дании выдачи эмиссара и предоставила материалы, где Закаев обвинялся в мятеже, участии в незаконных вооруженных формированиях и покушениях на жизнь милиционеров. Суд Дании несколько раз продлевал сроки содержания чеченца под стражей, попутно требуя у Москвы все новые материалы. И вот вчера было окончательно решено - в экстрадиции отказать, а Закаева отпустить.
Как заявил начальник международного департамента Министерства юстиции Дании Якоб Шааф, в его ведомстве сочли, что
Россия предоставила недостаточно доказательств вины Ахмеда Закаева. При этом представители Министерства юстиции подчеркнули, что они не решали, виновен Закаев или нет, а лишь разбирались в том, достаточно ли им представлено доказательств.
Вчера днем Ахмед Закаев был выпущен из тюрьмы и уехал в неизвестном направлении. Адвокаты чеченского эмиссара говорят, что он находится «где-то в Копенгагене». Впрочем, по словам Якоба Шаафа, Закаев может покинуть Данию без каких-либо ограничений.
Начальник международно-правового управления Генпрокуратуры Роберт Адельханян заявил вчера газете «Время новостей», что решение Дании «имеет политический, а не юридический характер». По его словам, Минюст в пользу невыдачи Закаева привел следующие доводы - свидетели не были допрошены судом; протоколы их допросов датируются 2001 годом, а не 1995-м, когда были совершены преступления; во время следственных действий не присутствовали адвокаты Закаева. Г-н Адельханян считает такие претензии совершенно необоснованными. «Согласно российскому законодательству суд допрашивает свидетелей, только когда идет процесс над обвиняемым, а до этого допросы имеют право проводить только следователи. Ходатайства о присутствии адвокатов на следственных действиях Закаев не заявлял и если бы он обратился с такой просьбой, мы бы ее удовлетворили. Хотя УПК нас и не обязывает это делать», - отметил г-н Адельханян.
По словам начальника управления Генпрокуратуры, его ведомство выполнило все требования международной конвенции «О выдаче» и представило Дании запрашиваемые документы, в том числе дополнительные, в которых указывались прямые доказательства вины Закаева. Как считает г-н Адельханян, решение Минюста очень неубедительно, в первую очередь с точки зрения международно-правовых норм. «Случившееся является нарушением Европейской конвенции о пресечении терроризма. - отметил предствитель Генпрокуратуры. - По датскому законодательству обжаловать это решение невозможно. Поэтому Россия воспользуется правом обратиться в Европейский суд по правам человека, где будет поставлен вопрос о проведении арбитражного слушания по данной проблеме». В завершение г-н Адельханян заверил: «Мы предпримем все меры чтобы Закаев не избежал наказания. В какой бы стране он ни находился, туда будет направлен запрос об экстрадиции».