|
|
N°159, 01 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Под снос
Владельцам загородных коттеджей грозит массовая экспроприация земли
Угроза принудительного сноса уже отстроенных загородных домов нависла над тысячами, а возможно, и десятками тысяч российских владельцев дачных участков. Начав в последние месяцы целевую кампанию по проверке заключаемых в сфере землепользования сделок, представители МВД уже заявили об обнаружении массовых злоупотреблений. Среди прочего выяснилось, что с начала дачного бума 90-х годов многие ловкие коммерсанты умудрились незаконно распродать тысячи гектаров государственных земель. Участь же поселившихся на них дачников в таком случае печальна -- дома, построенные на незаконных сотках, снесут, а землю вернут государству. Сейчас правоохранительные органы ведут несколько расследований по факту подобных сделок с крупными территориями, по окончании которых своих владений только в Подмосковье могут лишиться тысячи дачников. Подробнее об этих делах, а также о других нарушениях, допускаемых в землепользовании, корреспонденту газеты «Время новостей» Александру ШВАРЕВУ рассказал начальник отдела по борьбе с преступлениями в сфере приватизации и инвестиционной деятельности ГУБЭП МВД Василий ВАСИЛЬЕВ.
-- Насколько известно, самая тяжелая обстановка с дачами, построенными, как выясняется, на незаконно полученной земле, сложилась в Московской области.
-- В первую очередь я хочу сделать акцент на том, что в данном случае речь идет о пересмотре не результатов приватизации, а конкретных незаконных сделок с землей, о злоупотреблениях отдельных должностных лиц, которые занимаются вопросами землепользования. В свое время часть пахотных земель Подмосковья была передана в бессрочное пользование фермерским хозяйствам. Ассоциация же «Народное землепользование», к примеру, в 1995--1999 годах просто-напросто скупила по низким ценам у фермеров эти земли, потом в нарушение законов раздробила их на мелкие участки и продала частным лицам под дачи и коттеджи. Но коль изначально сделки по скупке ассоциацией земли у фермеров были незаконны, то сейчас мы столкнулись с такой ситуацией, когда люди, купившие участки у «Народного землепользования» и поставившие на них дома, фактически оказались у разбитого корыта -- их постройки находятся там нелегально и подлежат сносу, а земли должны быть возвращены государству. Дачники пытаются задним числом оформить права собственности на эту землю, идут в поселковые администрации, регистрационные палаты и другие учреждения, но им везде отказывают. Против президента, главбуха и секретаря ассоциации «Народное землепользование» возбуждено уголовное дело по статьям «мошенничество» и «злоупотребление полномочиями». По их вине своих построек могут лишиться больше тысячи человек, купившие за немалые деньги участки в Сергиевопосадском, Истринском, Солнечногорском, Ступинском и Чеховском районах Московской области. Всего речь идет о более чем 140 гектарах. Кстати, стоит отметить, что, помимо ущерба, нанесенного непосредственно дачникам, от действий ассоциации пострадало и государство. Ведь земли, выкупленные «Народным землепользованием», оказались выведены из сельхозоборота.
-- Подобные истории в России, надо полагать, далеко не единичны.
-- В настоящее время сразу в нескольких регионах зафиксированы случаи, когда земли, выделенные государством фермерам, были незаконно раздроблены на коттеджные участки и проданы в частные руки. Причем нередко в таких историях оказываются задействованы и чиновники различных рангов. Так, исполняющий обязанности главы Рузского района Московской области незаконно передал фирме «Квант» 350 гектаров земель Лесного фонда, считающихся природоохранной зоной. Цель сделки была одна -- разбить эту территорию на дачные участки и продать. Частные дома там поставить, к счастью, никто не успел, однако когда мы вмешались, лес уже вовсю вырубали. Против главы района и председателя местного земельного комитета возбуждено уголовное дело.
-- Какие еще территории, некогда облюбованные дачниками, попадают в этот «черный» список?
-- В России часто встречаются случаи так называемого самовольного захвата земель. Нередко это происходит в рамках какого-либо уже существующего поселка, когда его администрация самовольно решает увеличить территорию населенного пункта. А бывает, что самовольный захват носит и более серьезные масштабы. Сейчас мы расследуем уголовное дело по факту незаконного захвата еще более 42 гектаров в том же Истринском районе Подмосковья. Там гендиректор фирмы «Гудвин-3» вместе с главой Обушковского сельсовета самовольно захватили эту территорию и по фальсифицированным документам продали ее частным лицам по цене 2,5 тыс. долларов за сотку. Все дома, возведенные на таких землях, по закону подлежат сносу.
-- То, о чем вы сейчас говорили, больше относится к загородным территориям. А с какими нарушениями вам приходится сталкиваться при распределении земли в городской черте?
-- В городах права собственности на землю как такового нет. Только в Зеленограде в прошлом месяце в качестве эксперимента было продано в частную собственность 75 соток (кстати, за землю было получено даже больше ожидаемой суммы). А обычно в городах земля сдается в долгосрочную аренду, и здесь часто допускаются серьезные нарушения. В крупных центрах нам приходится сталкиваться со следующими ситуациями: землей там распоряжаются префектуры, которые поручают проводить аукционы по продаже права на аренду земли частным фирмам, слабо контролирующим ситуацию с законностью. Эти фирмы предпочитают еще до официальных торгов подбирать покупателя, который готов заплатить за право аренды земли первоначальную цену. В результате судьба территории решается еще до аукциона, а участие в нем принимают фирмы, подконтрольные этому самому заранее выбранному покупателю. То есть фактически он борется за право аренды земли сам с собой. Торги превращаются в фикцию, и территория, которую можно было продать, скажем, за несколько миллионов долларов, уходит по первоначальной цене -- в несколько раз дешевле. Частные структуры, отвечающие за аукционы, соглашаются на подобные манипуляции далеко не безвозмездно. В обмен на лояльность к покупателю последний заключает с фирмой -- организатором торгов договор, по которому она за крупное вознаграждение будет оказывать юридическое сопровождение сделки по покупке права на аренду земли. При этом чем меньше покупатель платит на аукционе, а следовательно, меньше достается бюджету города, тем больше бывает это вознаграждение. В свое время мы вели расследование по поводу одного такого аукциона, проведенного в Северо-Восточном административном округе Москвы.
-- А сколько всего дел, связанных с землей, ведет сейчас ваше ведомство?
-- За девять месяцев этого года нами было выявлено более 20 тысяч правонарушений в сфере землепользования. По этим делам к ответственности привлечено 3,5 тыс. физических и юридических лиц, наложено штрафов на 7 млн рублей, возбуждено 280 уголовных дел. Нужно отметить, что все дела, связанные с землей, очень запутаны и сложны, и расследовать их крайне непросто.
-- Что тормозит такие дела?
-- В первую очередь, безусловно, отсутствие единой нормативной базы по землепользованию. Ведь сейчас существует масса отраслевых кодексов: градостроительный, лесной, водный, которые так или иначе затрагивают землю. Нередко они по-разному толкуют один и тот же вопрос, размывают нормы законов. В результате сейчас нет четкого толкования, как поступать в том или ином случае, невозможно квалифицировать деяние. Отсутствие земельного законодательства вредит и самим землепользователям. Земля из-за этого в разных регионах передается собственникам на разных условиях. В одних -- в бессрочное безвозмездное пользование с правом наследования, в других -- без права передачи, в третьих вообще выписывается право собственности на землю.
Начальник юридического отдела Мособлкомзема Сергей Козырев:
-- История с ассоциацией «Народное землепользование» -- пока единичный случай, массовой скупки пахотных земель у нас не наблюдалось. Прокуратура Московской области подавала иски в суд о признании сделок этой организации недействительными. Дело было выиграно, землю возвратили фермерам, деньги -- ассоциации. Дачникам заплаченные взносы не возвратили. «Народное землепользование» было организовано по принципу пирамиды: после получения денег от дачников покупались новые пахотные земли у фермеров. К тому же дачникам выдавались ничтожные документы, которые не подтверждали их право на землю. Подобные операции с пахотными землями становятся возможными из-за разной трактовки законов нотариусами, регистрационными органами. Поэтому перед тем как платить немалые деньги необходимо проконсультироваться с юристом.
Беседовал Александр ШВАРЕВ