|
|
N°159, 01 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
И Африка мне не нужна
В Анголе владивостокских рыбаков спасала лишь морская солидарность
«Африканская» эпопея владивостокских экипажей пяти судов, принадлежащих ОАО «Дальморепродукт», завершилась. В понедельник рыбодобывающая флотилия в составе плавбазы «Пищевая индустрия» и четырех траулеров после двухлетней стоянки в Анголе взяла курс на родной порт. Большая часть экипажей была фактически нелегально переправлена в Приморье самолетом полтора месяца назад. Последние шестеро рыбаков-скитальцев вернутся домой самолетом через Кейптаун (ЮАР). Сегодня вахту на кораблях несут уже сменные перегонные экипажи.
Руководство одной из крупнейших рыбодобывающих компаний Дальнего Востока в 1998 году приняло решение возобновить добычу ставриды и сардинеллы у африканских берегов. Этот некогда привычный и выгодный для приморских рыбаков промысел у берегов Африки пришлось закрыть с началом перестройки: организация дальних экспедиций стала слишком дорогой. Но два года назад предприятию удалось заключить с правительством Анголы весьма выгодное, как казалось, соглашение о возобновлении лова. По его условиям для дальневосточников не устанавливалась квотовая норма на добычу рыбы, но 15% улова должно было передаваться ангольской стороне. В жаркие страны была немедленно направлена одна из старейших плавбаз «Дальморепродукта» и траулеры «Кипарисово», «Соболиный» и «Каменка». Позднее к ним присоединилось еще одно добывающее судно.
С возобновлением гражданской войны в Анголе «Дальморепродукт» решил свернуть работу своих судов в этом районе Мирового океана, но не тут то было. Корабли застряли в одном из ангольских портов, так как у судовладельца не было никакой возможности обеспечить их топливом, а экипажи -- продовольствием и питьевой водой.
Вдобавок зарплата морякам, которые должны были получать не менее 900 долларов США в месяц, по условиям контрактов выплачивалась только по окончанию периода найма, то есть после возвращения во Владивосток. Генеральный директор «Дальморепродукта» Юрий Диденко, впрочем, не возражал против перечисления денег для экипажей в любой ангольский банк, но из-за сложной обстановки в стране все они не осуществляли финансовых операций. Рыбаки рассказывают, что от голодной смерти их спасала только международная морская солидарность: иностранные коллеги охотно делились с ними похлебкой, рисом и хлебом со своих камбузов.
Бункеровку судов топливом, необходимым для длительного перехода, обеспечил танкер «Дальнереченск», специально зафрахтованный в «Приморском морском пароходстве». Как сообщил корреспонденту газеты «Время новостей» вице-президент ОАО «Дальморепродукт» Виктор Матвеев, застрявшая в Анголе флотилия, «несмотря на серьезные трудности, обеспечена всем необходимым, а моряки, получив зарплату, переправлены на родину». Но как именно компании удалось перечислить в Африку деньги, г-н Матвеев не говорит.
Дмитрий ЧЕРНОВ, Владивосток