Время новостей
     N°222, 02 декабря 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.12.2002
Перевозки -- неизбежное зло
Минтранс и МПС с неохотой идут навстречу друг другу
Общая коллегия министерств транспорта и путей сообщения России, прошедшая в пятницу, была призвана «снять все межведомственные нестыковки и разногласия». Такую задачу поставил перед участниками заседания открывший его премьер Михаил Касьянов, особо подчеркнув «важность совместной слаженной работы». В итоге коллегия решила, что два ведомства продолжат поиск взаимопонимания в рамках совместной рабочей группы, а руководители министерств заверили друг друга в том, что форсировать слияние в единое транспортное суперминистерство не будут.

Предмет для разговора есть, ибо, как пояснил первый замминистра путей сообщения Владимир Якунин, «со времен стародавних, советских, все проблемы взаимодействия видов транспорта, которые мы обсуждаем, присутствуют -- это не явление последних лет». Правда, в самые последние годы в отношениях двух министерств появился новый мощный раздражитель. Решение об их грядущем объединении уже в принципе принято правительством, и МПС в этом слиянии отводится роль младшего партнера.

При общем дружелюбном тоне мероприятия, заданном премьером, отголоски старых и свежих обид все время прорывались в речах поочередно выступавших представителей двух министерств. Замминистра путей сообщения Хасан Зябиров привлек внимание собравшихся к принципиальному различию между хозяйствами МПС и Минтранса: «С одной стороны -- централизованная структура, с другой -- порты и коммерческие структуры, слабо подчиняющиеся Минтрансу». Сергей Франк вынужден был даже мягко указать оратору: «Я услышал сожаление, что в этой системе нет 100-процентного административного управления. Не думаю, что об этом следует жалеть». Тем не менее следующий же железнодорожный оратор -- начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Магомет Бабаев -- ударил в ту же болевую точку. Посетовав, что тарифы МПС регулируются по нормам естественной монополии, а моряки и портовики могут оперативно изменять свои ставки согласно конъюнктуре, г-н Бабаев призвал коллегию определиться: «Перевозки -- это бизнес или неизбежное зло?» При любом варианте ответа принцип формирования тарифов, по мнению г-на Бабаева, должен быть единым для всех участников транспортного процесса.

Глава МПС Геннадий Фадеев в отличие от г-на Франка дипломатией пренебрег и ставил докладчиков-минтрансовцев в тупик острыми деловыми вопросами. У директора Новороссийского морского порта Владимира Ковбасюка Фадеев просто захотел узнать, не дороже ли берет Новороссийск за перевалку с российских грузоотправителей, чем соседние порты Украины. Ковбасюк многословно попытался объяснить несопоставимость методик и недостоверность украинских данных, но прямого ответа министру так и не дал. Еще г-н Фадеев поинтересовался у директора порта, правда ли, что причал в Новороссийске чуть не провалился под тяжестью скопившегося неотгруженного металла. Эта тема также осталась непроясненной.

На пресс-конференции после коллегии Геннадий Фадеев подчеркнул, что правительственная программа реформы железнодорожного транспорта не предусматривает немедленной перестройки органов управления отраслью, что вопрос об объединении двух ведомств сейчас не поднимается.

А сидевший рядом с ним Сергей Франк отметил, что «старая система (т.е. существование отдельного железнодорожного министерства. -- Ред.) направлена не на интеграцию, а на конфронтацию». И что главная задача совместной рабочей группы двух транспортных ведомств -- «изменить архитектуру российской транспортной системы». Однако и в изложении Франка «изменение архитектуры» подразумевает не столько снос лишних управленческих надстроек, сколько расширение пропускной способности российских портов и железных дорог.

Тем не менее, мирное сосуществование двух ведомств в рамках «изменения архитектуры» вызывает большие сомнения, ведь если для отдельного чиновника вопрос ведомственной структуры может иметь тактический характер, то для нескольких тысяч сотрудников МПС и Минтранса это, безусловно, вопрос стратегический и первостепенный.

«Вопрос об объединении с Минтрансом не стоит» -- сообщил газете «Время новостей» советник главы МПС Константин Пашков, добавив, что «документально объединение нигде не зафиксировано, и обсуждение в СМИ вопроса о сроках слияния -- не более чем психоз, который гонит пресса». Как стало ясно из слов г-на Пашкова, самостоятельно железнодорожники намерены существовать, пока не будет отработано взаимодействие МПС и АО «Российские железные дороги», то сеть до завершения реформы (2010-й год). Но при условном допущении слияния советник Ганнадия Фадеева считает, что необходимо сохранить за новой структурой название МПС. Его аргументы сводятся, во-первых, к тому, что МПС, включая в себя все виды транспорта, успешно просуществовало более двух веков, а Минтранс был образован всего десяток лет назад. Во-вторых, считает г-н Пашков, «система (транспортная -- Ред.) сможет функционировать и без Минтранса», а без МПС -- нет, поскольку «железные дороги -- это технологически неделимая цепочка, имеющая стратегическое значение для такого государства как Россия».

Михаил КУКУШКИН, Яна ВИКТОРОВА