|
|
N°222, 02 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Возврат в советские времена»
«Туполев» заключил крупный контракт
Ульяновский завод «Авиастар-СП» и ОАО «Туполев» объявили о заключении контракта с египетской лизинговой компанией Sirocco Aerospace International на поставку 25 самолетов Ту-204-120. Как сообщил генеральный директор участвующего в сделке в качестве посредника В/О «Авиаэкспорт» Феликс Мясников, сумма контракта составляет 350--355 млн долл. «Вилка» объясняется тем, что соглашение допускает определенную гибкость в комплектации самолетов, объеме поставляемых с ними запасных частей и услуг. Производство лайнеров должно быть завершено в 2006 году. Глава Sirocco Ибрагим Камель сказал, что финансирование этого производства начнется 15 декабря и в течение 2003 года завод получит первые 150 млн долларов.
Ту-204-120 оснащается двигателями Rolls-Royce и западной авионикой. В 1996 году Sirocco получила эксклюзивное право на маркетинг этой модели за пределами России. По условиям соглашения египетская компания самостоятельно закупает необходимые для производства машин двигатели и другие иностранные компоненты. 350 млн долл. будут выплачены «Авиастар-СП» за изготовление планеров, окончательную сборку и послепродажное обслуживание самолетов. Первый Ту-204-120 из новой партии должен быть передан Sirocco в конце 2003 года.
Египетская компания уже приобрела пять таких машин. В прошлом году она заключила с двумя китайскими авиакомпаниями соглашение на поставку еще пяти самолетов в грузовом варианте с опционом на десять Ту-204. Ибрагим Камель заявил корреспонденту газеты «Время новостей», что пока не определено, куда именно будут реализованы оставшиеся десять из предусмотренных контрактом самолетов, однако переговоры об их продаже идут с несколькими потенциальными покупателями в странах Северной Африки и Ближнего Востока.
Производство первых пяти машин для Китая скорее всего частично профинансирует ЕБРР. 17 декабря банк примет решение о выделении Sirocco займа в 50 млн долларов.
«Это если и не сделка века, то близко к тому периоду в советские времена, когда мы делали самолеты десятками», -- заявил советник президента России по авиации маршал Евгений Шапошников. Гендиректор «Росавиакосмоса» Юрий Коптев также отметил, что это самый крупный заказ, полученный российской авиационной промышленностью с момента распада СССР. Он подчеркнул, что большинство самолетов, изготовленных в России за последнее десятилетие (в том числе и пять машин, ранее купленных Sirocco), собирались из комплектующих, оставшихся на складах еще с советских времен. Самолеты, предусмотренные новым контрактом, будут заложены «с нуля», что позволит оживить всю производственную цепочку на «Авиастаре» и связанных с ним предприятиях-смежниках. Г-н Коптев выразил надежду, что эта сделка послужит «спусковым крючком» для роста продаж Ту-204 и на внутреннем российском рынке.
Между тем на самом ульяновском авиазаводе египетский инвестор продолжает сталкиваться не только с финансовыми и технологическими, но и с юридическими проблемами. В июне этого года Sirocco заключила инвестиционное соглашение, по которому в обмен на инвестиции она должна была приобрести 25% минус одну акцию «Авиастара» (холдинга, в который входит «Авиастар-СП») и такой же пакет акций «Туполева». Позже передача этих бумаг была заблокирована по инициативе администрации Ульяновской области. В пятницу Ибрагим Камель сказал корреспонденту газеты «Время новостей», что по-прежнему не может распоряжаться этими акциями, однако получил «от всех компетентных лиц» заверения, что в ближайшее время передача завершится. Юрий Коптев сообщил, что это произойдет после того, как в январе в обеих компаниях пройдут акционерные собрания и перевыборы советов директоров.
Михаил КУКУШКИН