|
|
N°222, 02 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Почта пойдет через хабы
В сентябре правительство, выполняя концепцию реструктуризации предприятий федеральной почтовой службы, постановило создать единого почтового оператора -- федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России». Один из участников разработки концепции почтовой реформы, и.о. гендиректора ФГУП «Почта России» Игорь СЫРЦОВ, рассказал газете «Время новостей» о ходе реструктуризации.
-- Создание единого почтового оператора предполагает объединение большого числа юридических лиц. Как проводится формирование ФГУП, когда оно будет завершено?
-- На прошлой неделе в Министерство по связи и информатизации направлен проект устава ФГУП «Почта России», в котором закреплены основные положения организационно-правового статуса предприятия, его структура и направления деятельности. После утверждения устава мы начнем процесс формального объединения. По нашим расчетам, это займет полгода.
Параллельно решаются вопросы оформления учредительных документов и формирования уставного фонда. Сейчас мы находимся на этапе инвентаризации более 42 тысяч объектов федеральной почтовой связи. Такая общая, системная инвентаризация по расширенным критериям проводится впервые. О первых результатах можно будет говорить в середине декабря. В начале будущего года будет объявлен конкурс на замещение должности гендиректора и начнется формирование аппарата.
-- Когда начнется фактическое объединение? В чем будут заключаться структурные изменения?
-- Согласно концепции, «Почта России» объединит все существующие организации федеральной почты. Структура единого предприятия должна соединить в себе элементы географической организационной структуры и подразделений по видам деятельности. Таких подразделений выделяется несколько -- федеральная транспортно-сортировочная сеть, сеть доставки, международная почтовая, городская почтовая связь и другие. При этом на местах будут созданы филиалы ФГУП, отвечающие за работу различных подразделений.
Сейчас в региональных управлениях федеральной почтовой связи (УФПС) проводится укрупнение узлов связи на межрайонном уровне. Хочу заметить, что укрупнение узлов не ведет к сокращению отделений связи, но позволит снять с почты часть нагрузки по управленческому аппарату. А эта нагрузка велика: в одном из УФПС тысяча управленцев приходится на 9 тыс. работников. Вполне возможно сокращение от 15 до 35% узлов связи.
-- Как отразятся структурные изменения на технологии работы почты?
-- Кардинально изменится система магистральных перевозок. Проблема заключена в том, что почти вся почта идет по железной дороге, независимо от характера груза и дальности. Кроме этого, почтовый обмен происходит по принципу «каждый с каждым» -- Самара с Владивостоком, Владивосток с Якутском и так далее. Это медленно и дорого. В рамках единого оператора изменится сам принцип обмена: от территорий к крупным межрегиональным центрам -- хабам, а оттуда по ближним регионам. Уже началась оценка существующих транспортных потоков почты. Предполагается организовать от 7 до 15 хабов.
Параллельно пересматривается транспортная система. Значительная часть почты на средние расстояния пойдет автотранспортом, а на большие -- авиатранспортом. В начале 2003 года запланирован запуск чартерных рейсов почтовой авиации на условиях аренды. Сейчас ведется проектная проработка и оценка маршрутов, а так же переговоры с рядом авиакомпаний. Не исключена возможность и приобретения собственного флота. Эта практика существует во всем мире, например, во Франции у почты 30 самолетов, а в Китае -- 60 почтовых бортов.
Еще одна из первоочередных задач -- модернизация сортировки. Сейчас почта сортируется вручную. Есть пара технически устаревших автоматических линий, но и те не загружены -- нет объемов. Мы планируем создать большие специализированные центры сортировки, и это, наряду с оптимизацией перевозки, сразу положительно скажется на качестве и скорости работы почты в целом.
Параллельно будем развивать и другие проекты. Например, в начале декабря будут организованы пилотные маршруты контейнерных перевозок письменной корреспонденции -- отправления пакуются в ящики, которые намного технологичнее мешков для обработки и перевозки и лучше защищены от внешних воздействий. Первоначально будет запущено два маршрута -- обмен между авиационным отделением перевозки аэропорта Шереметьево и Международным почтамтом и в направлении Международный почтамт -- Московская область. В дальнейшем эта технология будет использована для обмена между Москвой и Санкт-Петербургом.
Также перспективен проект так называемой гибридной почты, когда текст передается на почту в электронном виде, там же распечатывается, конвертируется и доставляется по адресной базе. Это эффективно для доставки счетов и различной информации, например от телефонных компаний или пенсионного фонда. Для внедрения этой услуги в начале 2003 года планируется открыть совместное предприятие с итальянской почтой.
-- За счет чего будет финансироваться реформирование и развитие новых услуг?
-- Мы ожидаем, что в результате проведения реструктуризации и за счет развития новых услуг экономия федеральной почты составит около 20%. Учитывая только сегодняшние объемы услуг, это 100 млн долл. в год, что само по себе серьезный инвестиционный ресурс. Во-вторых, своими действиями мы планируем добиться значительной активизации рынка, увеличения объемов задействованной на нем денежной массы. В связи с этим сейчас обсуждается возможность банковского кредитования.
-- Как отразится реформа на отношениях с клиентами?
-- Идеология работы с клиентами будет кардинально меняться. Сейчас разрабатывается концепция развития рынка услуг почтовой связи в России, там предусмотрены изменения нормативного характера. Одна из целей реструктуризации почты подразумевает активизацию всего почтового сектора, рост объема доставляемой корреспонденции. Сегодня у нас этот показатель в десятки раз ниже, чем, скажем, в США. Необходимо не только увеличить объемы услуг, но и разнообразить их. Сеть почтовых отделений может стать высокоэффективной розничной сетью по продаже широкого спектра почтовых и финансовых услуг. Обязательно будет создана аналитическая служба, которая будет работать с обращениями граждан. В рамках Международного почтамта подобный опыт уже есть.
-- Что дадут преобразования почты простому потребителю?
-- Прежде всего повысится качество работы почты, будут сокращены сроки доставки до двух-трех дней в любую точку страны и расширится число всевозможных сервисов и услуг. Несколько принципиально новых для российской почты проектов уже запущено.
В почтовых отделениях в рамках проекта «Кибер-почта» сейчас предоставляется более 20 видов услуг на основе доступа в Интернет. До конца года общее количество пунктов коллективного доступа приблизится к 3 тысячам, а в следующем -- к 10 тысячам. В Москве в нескольких почтовых отделениях начато предоставление услуги подачи налоговых деклараций посредством электронной почты. Теперь юридические и физические лица имеют возможность непосредственно на почте, где установлено специальное программное обеспечение и средства криптографической защиты информации, подготовить и отправить по электронной почте в налоговую инспекцию свою бухгалтерскую и налоговую отчетность. Число отделений связи, предоставляющих эту услугу, будет расти.
Другой проект -- единая система почтовых переводов. В рамках этой системы документы на вручение переводов пересылаются по защищенной методом криптографической аутентификации корпоративной электронной почте с гарантированной доставкой сообщения. Тем самым гарантированы конфиденциальность, достоверность и скорость обмена -- время доставки перевода даже для самых удаленных мест составляет 72 часа. Тарифы вполне конкурентоспособны -- 2--5%. Планируется, что начиная с марта будущего года весь магистральный трафик денежных переводов перейдет на электронные носители. В рамках «Кибер-почты» развивается проект «Кибер-пресса», позволяющий в любой точке страны получать в электронном виде с последующей распечаткой свежую прессу в момент ее выхода из печати.
Минсвязи решило придать новый статус российской почте и разработало концепцию ее реструктуризации. На протяжении последних десяти лет объем традиционных услуг почты падал. Существующая структура с более 40 тыс. разрозненных объектов не позволяет эффективно использовать имеющиеся ресурсы и конкурировать с новыми операторами по качеству услуг. Чтобы кардинально изменить эту ситуацию и повысить рентабельность федеральной почты, и была разработана концепция.
Планируется, что консолидация активов почты в рамках единого почтового оператора «Почта России» и централизация управления позволят увеличить в 2,2 раза объем реализуемых услуг, а также существенно расширить их спектр. Параллельно Минсвязи намерено реализовать проект реформирования рынка почтовых услуг.
Концепция предполагает инвестиции в объеме 1 млрд долл. В этом году должно быть сформировано ФГУП «Почта России» и разработан механизм финансирования предприятия. 2003 год Минсвязи посвятит законотворчеству -- внесению поправок в законы «О почте», «О связи» и «О естественных монополиях». Акционирование «Почты России» с сохранением стопроцентного контроля государства планируется провести на завершающем этапе реструктуризации.
Регулярная, постоянно действующая государственная почта учреждена в России во второй половине ХVII века для укрепления Московского государства: централизованной государственной власти должна была соответствовать и централизованная государственная связь. Первую регулярную почту для сношений с зарубежными странами повелел устроить царь Алексей Михайлович. В 1665 году было положено начало организации почты на Ригу, установлена почтовая связь с Курляндией и Швецией. Грамоты государевы и отписки Посольского приказа отправлялись один раз в неделю -- во вторник вечером -- из Москвы в Ригу (через Тверь, Новгород и Псков). На этот путь требовалось 11 дней. Из Риги в Москву почта приходила по четвергам вечером.
Официально слово «почта» впервые встречается в 1667 году в договоре о перемирии России с Польшей, в который был включен пункт об организации почтовых сношений между Москвой и резиденцией польского короля -- Вильно. Из Москвы почта отходила в Вильно по средам через Можайск, Вязьму, Смоленск, Могилев и Минск. Для доставки Рижской и Виленской почты использовалась ямская гоньба.
В 1693 году в Архангельске была заложена первая российская судостроительная верфь, и для регулярного почтового сообщения между Москвой и Архангельском Петр I издал указ об организации внутренней почтовой линии по маршруту Москва--Переславль Залесский--Ростов Великий--Ярославль--Вологда--Архангельск. В указе регламентировались условия перевозки почты, оснащение постоялых дворов (ямов), ответственность за сохранность почты, форма одежды ямщиков, условия подбора кадров, обязанности по строительству и содержанию дорог.
Беседовала Надежда КОСТЮК