|
|
N°221, 29 ноября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Малому бизнесу выжить в Москве тяжелее. Но легче»
К началу этого года, по данным Госкомстата, всего по России на малых предприятиях было занято 7,4 млн человек. Из них около 1,8 млн, по данным столичной мэрии, приходилось на Москву. По количеству малых предприятий на тысячу жителей (20,4) Москва приблизилась к средним показателям мировых мегаполисов (25). Но по их вкладу в столичный бюджет (30% налоговых поступлений) пока отстает от крупнейших городов мира (около 50%), планируя достичь такого уровня к исходу этого десятилетия. О проблемах малого бизнеса в столице рассказывает Евгений ЕГОРОВ, министр правительства Москвы, глава департамента поддержки и развития малого предпринимательства.
-- В чем, по вашему мнению, столичная специфика малого бизнеса?
-- На мой взгляд, выжить малому предприятию в Москве тяжелее, чем в других городах. И на это есть несколько причин. Москва, как известно, город очень дорогой, и часто кажется, что свои товары здесь можно продать намного выгоднее. Но конкуренция крайне высока. Вы посмотрите, какое количество в Москве, например, ресторанов, цены высокие, но не в каждом ресторане есть посетители. Если брать производственный сектор, то видно, что московским предприятиям приходится конкурировать не только друг с другом, но и с большим количеством товаров из регионов. Предприятия в средних городах с подобной конкуренцией пока не сталкиваются. Их продукция гораздо более востребована.
С другой стороны, малому бизнесу в Москве легче, потому что здесь гораздо больше внимания уделяется его развитию и поддержке.
-- Ваш департамент отвечает за развитие малого бизнеса. Как можно оценить масштабы этого сектора московской экономики?
-- Как ни странно, точного ответа на этот простой вопрос нет. Ситуация весьма запутанная. В настоящее время большое количество предприятий перерегистрируется в качестве предпринимателей без образования юридического лица, так называемых ПБОЮЛ. Причина проста -- так проще платить налоги. Сейчас таких ПБОЮЛов зарегистрировано более 360 тыс., а до этого в Москве было порядка 180 тыс. малых предприятий. Так что сосчитать довольно сложно.
Но есть другой критерий. До 30% налоговых поступлений в бюджет Москвы идет от малых предприятий.
-- Но это много.
-- К сожалению, не так много, как хотелось бы. Идеально было бы, чтобы на малые предприятия приходилась примерно половина бюджетных поступлений. Такова, кстати, мировая практика. Практически во всех странах мира малый бизнес приносит городской казне от 50 до 70% доходов. Но в мегаполисах, как правило, эта цифра не превышает 50%. Такова специфика большого города. По нашим оценкам, такую долю налогов, поступающих от малых предприятий, можно ожидать примерно к 2010 г.
-- Наверно, этих цифр можно было бы достичь прямо сейчас, если бы соответствующую часть бизнеса удалось вывести из тени.
-- По экспертным оценкам, мы ежегодно теряем от 30 до 40% налоговых поступлений за счет «нелегалов». Правда, учитывая, что один и тот же человек может работать и официально, и нелегально, просто механически прибавлять здесь нельзя. Тем не менее раскрытие теневого сектора существенно бы изменило и количество малых предприятий, и налоговые поступления от них. Теневой бизнес -- проблема для нас очень серьезная. И дело не только в том, что они не платят налоги, а в том, что товар, который они производят, некачественный и может представлять угрозу для здоровья населения.
-- Каким образом Москва старается поддержать свой малый бизнес?
-- Москва -- единственный в России город, где есть фонд нежилых помещений. Это очень выгодно для малых предприятий. Ежеквартально по конкурсу они могут приобрести помещение с рассрочкой выплаты до восьми лет. И только в Москве утверждена концепция развития этих нежилых помещений. А в первом квартале будущего года начнется строительство помещений специально для нужд малого бизнеса.
--Но, наверно, шансов победить в этом конкурсе крайне мало.
-- Все зависит от того, насколько вы реально готовы этим помещением заниматься. Его ведь надо привести в порядок, да и в дальнейшем содержать. Все заявки проходят экспертизу. И серьезная заявка одержит победу, хотя конкуренция здесь немалая.
-- А на что еще может рассчитывать человек, решивший заняться малым бизнесом?
-- Мы предоставляем льготы по аренде помещений. Ремонтные мастерские, например, имеют минимальную арендную плату. Другие предприятия платят побольше, но тоже не в полном объеме. Да и сама базовая ставка арендной платы для малых предприятий начиная с 1998 года минимальна. Благодаря этому малый бизнес арендует ни много ни мало 5,6 млн кв. м. Но даже этого недостаточно. Сегодня в Москве не хватает порядка 15 млн кв. м. Мы планируем выделять больше помещений, особенно в спальных районах.
Конечно, город теряет деньги за счет этих льгот, зато Москва намного больше приобретает в виде налоговых платежей, а также занятости населения.
-- В Москве созданы территориальные агентства по поддержке малого бизнеса. Выглядит как очередная бюрократическая надстройка. В чем смысл их работы?
-- В основном они оказывают консультационные услуги: и бизнес-план могут разработать, и рассказать, как правильно вести бухгалтерию. Центры и префектурам дают консультации. Кстати, практически все агентства находятся на самоокупаемости. И если они сами себя обеспечивают, значит, есть спрос на их услуги. Более того, сейчас созданы учетные центры, которые берут на себя ведение бухгалтерии для малых предприятий. Это большое подспорье, ведь далеко не каждому малому предприятию по силам содержать собственного бухгалтера.
-- Тем не менее малые предприятия по-прежнему не стали тем локомотивом экономики, которым они уже давно являются в других странах.
-- К огромному сожалению, те, кто разрабатывает законодательную базу, зачастую демонстрируют свою полную некомпетентность. Приведу такой пример. По старому Кодексу об административных правонарушениях правом накладывать штрафы обладала сорок одна организация, а по новому кодексу таких служб уже шестьдесят три. Экологическая милиция, например, заимела впятеро больше полномочий, чем раньше. Это и есть те самые пресловутые административные барьеры, которые не дают развиваться предприятиям.
-- Есть ли какие-то еще противоречия с федеральным уровнем по вопросам развития малого бизнеса?
-- Несоответствие нормативной базы нуждам малых предприятий -- это единственное наше разногласие. Но мы пытаемся участвовать в законотворческом процессе. Недавно через фракцию ОВР в Думу был внесен законопроект о малом бизнесе.
Представьте себе стандартную судьбу малого предпринимателя. Начиная с того момента, когда человек решил заняться малым бизнесом, его всюду ожидают препоны. Только за регистрацию надо заплатить две тысячи руб. Я просто не понимаю, откуда берется эта сумма. Конечно, какие-то расходы есть, но чем обоснованы такие цифры? Или, например, выбивание помещений. Чтобы его получить, необходимо множество согласований и с комиссией префектуры, и с комиссией управы, и бог знает с кем еще. На одни эти согласования можно потратить полгода, если не больше. А получив наконец помещение, вы приобретаете другую головную боль. Начинаются бесконечные проверки: то пожарные, то милиция, то санэпидслужба.
-- И как справиться с этой бедой? По данным Всемирного банка, практически в половине случаев малое предприятие не понимает ни того, за что было оштрафовано, ни того, почему штраф был назначен в таком объеме. Ведь ваш департамент не может ходить за каждым инспектором и проверять, что он делает на предприятии.
-- Мы собираемся написать детальный регламент, кто и что вправе проверять. Когда работники МВД требуют предъявить им санитарные книжки или баланс предприятия, это просто нонсенс. Во-вторых, у инспектора, приходящего с проверкой, должен быть талон, удостоверяющий, что его послал руководитель. Ведь многие приходят, просто показав удостоверение. С каждым конкретным случаем мы готовы разбираться вплоть до прокурора.
Есть у нас и идея привлечь юридические фирмы для защиты малого бизнеса от муниципальных властей. Мы готовы частично оплачивать их услуги для того, чтобы малому предприятию это было по силам.
-- В какие суммы московскому правительству обходится малый бизнес?
-- На следующий год в бюджете запланировано 763 млн руб. Если принять во внимание суммы предоставляемых льгот, то сумма переходит за 3 млрд руб. Для сравнения: на федеральном уровне на все российские регионы выделяется 80 млн руб.
Беседовала Вера СИТНИНА