Вчерашние теракты на кенийском курорте Момбаса едва не закончились гибелью нескольких сотен отдыхающих израильтян. Пока в ходе тщательно спланированной операции одни террористы-камикадзе подрывали в холле гостиницы набитый взрывчаткой джип, их единомышленники пустили парочку ракет «земля--воздух» по израильскому лайнеру с возвращавшимися в Тель-Авив курортниками. К счастью, ракеты прошли мимо цели. Если бы планы боевиков увенчались успехом, африканская трагедия встала бы в один ряд с
событиями 11 сентября 2001-го и недавним
взрывом на индонезийском курорте Бали, где исламисты подорвали дискотеку с молодыми туристами из Австралии и Европы.
По израильским стандартам число погибших при взрыве отеля было небольшим - трое израильтян (в том числе двое подростков), девять кенийцев, плюс трое террористов-камикадзе. Но эхо кенийского теракта еще долго будет тревожить не только израильтян, но и обывателей из развитых стран, мечтающих о безопасном и дешевом отдыхе в теплой экзотической стране. Бедные израильские курортники думали, что на берегах Индийского океана они смогут хоть на время забыть о тревожной жизни у себя на родине, где акции палестинских смертников происходят едва ли не каждую неделю. Кения - старый союзник Израиля, жизнь там дешевая, недельная путевка за три сотни долларов вполне по карману простому израильтянину. Но в четверг окончательно выяснилось, что шаблонная фраза о том, что международный терроризм не имеет границ, содержит в себе глубокую и горькую истину - спасения от злой воли убийц нет нигде.
Самым грозным предупреждением террористов мировому сообществу стал обстрел израильского Boeing-757 чартерной компании Arkia, на борту которого находились 260 пассажиров и 10 членов экипажа. Ракеты прошли в опасной близости, когда взлетавший лайнер находился на высоте всего 130 метров. Командир корабля Рафи Марик сообщил о двух дымных шлейфах, пассажиры почувствовали толчок, напоминавший взрыв. Сначала пилот хотел идти на вынужденную посадку в Найроби, однако выяснилось, что самолет не пострадал. Трудно сказать, что именно спасло пассажиров - несовершенство оружия террористов или, напротив, совершенство израильских систем защиты. Бывший шеф службы безопасности государственной авиакомпании El Al Хаим Гал заявил, что самолеты Arkia оснащены устройствами, позволяющими определять угрозу ракетных атак и даже отражать их, и что, по его мнению, в Момбасе эти устройства были применены.
Однако грозный прецедент создан. Глава израильского МИДа Биньямин Нетаньяху отвлекся от
предвыборной схватки с Ариэлем Шароном и назвал события в Кении «опасной эскалацией террористической войны против Израиля». По словам Нетаньяху, обстрел самолета свидетельствует, что террористические организации и стоящие за ними режимы способны обзавестись оружием, применение которого может повлечь за собой появление значительного числа жертв «где угодно и когда угодно». «Сегодня они произвели ракетный обстрел израильского самолета, завтра они выстрелят по самолетам США и Великобритании, самолетам любой страны, - подчеркнул Нетаньяху. - Поэтому с террором не должно быть компромисса. Если это вовремя не остановить, то это может стать глобальной эпидемией».
Израильские власти намерены самым тщательным образом расследовать оба теракта, имевших явную адресную направленность. Разрушенный взрывом отель Paradise принадлежал гражданину Израиля и был рассчитан прежде всего на прием туристов из еврейского государства. Ответственность за теракты взяла на себя ранее неизвестная ливанская организация «Армия Палестины», заявившая, что «хочет заставить мир услышать голос палестинских беженцев и выставить на свет сионистский терроризм».
Однако местные власти сразу же заподозрили в злодеянии членов «Аль-Каиды», хотя прежде эта организация не предпринимала целенаправленных ударов по израильтянам. Кенийский посол в Израиле Джон Малан Сауэ заявил, что у него нет сомнений в причастности к трагедии людей Бен Ладена. Израильское армейское радио сообщило, что среди камикадзе были египтянин Абдулла Ахмед Абдулла и кенийский мусульманин Фаид Али Саям (10% из 29 млн жителей Кении являются последователями ислама). По мнению экспертов, «Аль-Каида» располагает развитой инфраструктурой в Кении и в соседней Танзании, а «комбинированные атаки - это ее фирменное клеймо». Помимо автомобиля со взрывчаткой и другого джипа с зенитными ракетами, в теракте принимал участие легкий самолет, сбросивший взрывные устройства на гостиницу и близлежащий пляж. В августе 1998 года Бен Ладен убил 224 человека, взорвав заминированные машины у диппредставительств США в кенийской столице Найроби и экономической столице Танзании Дар-эс-Саламе.
Перемещение эпицентра международного терроризма на сонные курорты в странах третьего мира непосредственным образом повлияет на экономику развивающихся государств. Страны, которые получают доходы от международного туризма, обычно дружелюбно относятся к Западу, поставляющему платежеспособных клиентов. Взрывы в Индонезии и Кении - веский довод в пользу того, чтобы потенциальные туристы отказались от отдыха вдали от дома. В этом случае «курортные» страны потеряют значительную часть валютных поступлений. А это поможет еще быстрее раскрутить маховик террора: нищета рождает отчаяние, отчаяние - насилие, а насилие плодит еще более страшную нищету и новую религиозную рознь.
Кения, «остров любви» Бали, да и сам великий и манящий Нью-Йорк, где транснациональный террористический альянс творил свои чудовищные преступления, являются признанными центрами туризма. Подрывая эту доходную отрасль в бедных странах, религиозные фанатики творят деяния, вполне сопоставимые с совершаемыми ими массовыми убийствами. Они ломают сложившийся бизнес и заманивают в свои сети сотни людей, оставшихся без работы и одичавших от безденежья. Далее следует «промывка мозгов». В итоге благонравный мусульманин превращается в безжалостного киллера или зомбированного боевика-смертника, видящего в иностранце не источник дохода, а объект для джихада.