|
|
N°221, 29 ноября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
У министерств отберут деньги
Неистраченные деньги бюджетников направят в финрезерв
В поисках средства против традиционной декабрьской инфляции правительство намерено использовать новый способ: перечислить остатки средств со счетов бюджетополучателей в финрезерв. Как сообщили газете «Время новостей» в Министерстве финансов, оно имеет право изъять остатки средств со счетов бюджетополучателей. В бюджете нынешнего года нет положения о возможности переноса неиспользованных бюджетополучателями денег на следующий год. А в отсутствие этого положения действует норма Бюджетного кодекса, позволяющая списать остатки средств в финрезерв. Лишь две отрасли смогут избежать принудительного изъятия денег: сельское хозяйство и оборона. Не будут списаны в финрезерв деньги, направляемые на финансирование интервенций на зерновом рынке, а также часть средств Минобороны, используемых на программу государственных жилищных сертификатов.
Как заявил сегодня журналистам зампредседателя бюджетного комитета Госдумы Михаил Задорнов, «два года подряд в бюджетах на 2001 и 2002 годы была статья, указывающая, что свободные остатки бюджетных средств бюджетополучатели могут использовать в течение девяти месяцев следующего года, направляя их на те же цели, на какие они должны были быть потрачены в прошедшем году». Правительство, вводя понятие «финансовый резерв», оказывается, мудро подстраховалось, удалив эту статью в законе о федеральном бюджете 2002 года. Деньги для финансового резерва нашлись бы в любом случае, несмотря на апокалиптические прогнозы вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина о том, что денег собрать в финрезерв в достаточном объеме не удастся.
На счетах бюджетополучателей в настоящее время находится около 100 млрд рублей. Эти данные привел вчера премьер Михаил Касьянов, выступая на заседании правительства. По его словам, неэффективность расходной политики правительства и министерств -- единственное, что мешает финансовой стабилизации. Если по доходам за девять месяцев текущего года федеральный бюджет исполнен на 102,2% к уточненному заданию, то по расходам -- всего лишь на 97,5% к уточненной бюджетной росписи на девять месяцев. «Если не можем израсходовать средства, значит, не нужно их расходовать», -- заявил он. Между тем неистраченные остатки средств на счетах говорят вовсе не о том, что ведомствам некуда потратить деньги. Просто бюджетополучатели привыкли быть запасливыми, ведь бюджет в течение года исполняется крайне неравномерно. Некоторым отраслям деньги выделяют с опозданием, что и вынуждает их откладывать средства на черный день. У других деньги непонятным образом «застревают» в недрах федерального казначейства. Да и само правительство, как правило, начинает к концу года щедрее тратить деньги. Ведь руководители ведомств и регионов приезжают в Белый дом скандалить по поводу задержки средств. Все это и вызывает в декабре--январе массированный выброс денег в экономику. В декабре предприятия спешат рассчитаться с долгами и заплатить налоги, в январе тратят оставшееся.
В этом году зимняя инфляция обещала быть особенно бурной, ведь ведомствам уже известно, что закон теперь позволяет отнять у них неиспользованные деньги на благо выполнения бюджета. По предварительным подсчетам, финрезерв за счет денег бюджетников может пополниться на 50 млрд руб. Именно этих денег сейчас и не хватает для того, чтобы выйти на запланированный объем финрезерва -- 197 млрд руб. При этом намерение изъять средства может просто лишь сдвинуть начало инфляции на более ранние сроки, если организации ринутся сейчас тратить деньги куда угодно, лишь бы не отдавать их государству. Поэтому, стремясь убить двух зайцев одновременно -- и предотвратить выброс в экономику излишних денег, и пополнить финансовый резерв, -- правительство может легко просчитаться.
Ирина СКЛЯРОВА