Вчера Северная и Южная Кореи после трехнедельной отсрочки возобновили работу по разминированию в демилитаризованной зоне. Это создает реальный шанс для подготовки стыковки веток железной и шоссейной дорог в первой декаде декабря. Стороны одновременно начали работу на своих участках демилитаризованной зоны, находящихся в 100 метрах от демаркационной линии. Воссоединение транспортных артерий КНДР и РК будет важным событием в деле сближения двух Корей, что поможет смягчить напряженную обстановку на полуострове.
Еще несколько недель назад казалось, что
шумиха вокруг «ядерной программы» КНДР окончательно задвинула в тень планы многостороннего сотрудничества на Корейском полуострове. Стоит напомнить, что новаторская идея трехстороннего сотрудничества с участием обеих Корей была выдвинута именно Россией. Это было сделано не только в целях достижения взаимной выгоды, но и для создания на полуострове атмосферы доверия, вовлечения Пхеньяна в полноценное международное разделение труда.
Центральным проектом стало создание
железнодорожного транспортного коридора, соединяющего две Кореи с Транссибом по восточному побережью Кореи. Это позволит кратчайшим путем перевозить контейнеры между Европой и Азией, сократив время в пути с одного месяца до 12 суток. По оценкам специалистов, это выгодно всем. России это может принести до 1 млрд долл. в год, не останутся внакладе Пхеньян и Сеул, равно как и грузоотправители из азиатских и европейских стран, чьи товары станут попадать на рынки дешевле и быстрее. Есть, правда, вариант прокладки трассы по западному побережью Кореи в Китай. Грузы в этом случае все равно попадут на Транссиб в районе Байкала, но протяженность российского участка пути (и, соответственно, прибыли) будет куда меньше. За этот вариант выступает не только Пекин, но и Сеул, для которого, видимо, отношения с Китаем важнее, чем с Россией.
Речь идет о создании новой «евроазиатской оси», которая изменит существующее международное разделение труда. Кто-то от этого выиграет, а кто-то проиграет. Не исключено, что именно с этим обстоятельством связано очередное обострение в Корее. Инспирированная США кампания давления на Пхеньян ставит под угрозу не только с трудом созданную за последние два года атмосферу диалога и сотрудничества на Корейском полуострове, но и российские экономические и политические интересы. Заметим, что на днях американский генерал Сулиган предостерег, что КНДР якобы сможет использовать межкорейскую трассу «в качестве коридора вторжения на Юг».
За два с небольшим года России удалось сделать многое. На высшем уровне мы договорились с КНДР о приоритетности прохождения маршрута с южной стороны демилитаризованной зоны на российско-северокорейскую границу. Россия за свой счет обследовала трассу и подготовила несколько вариантов технических решений. Первый этап работы российских железнодорожников в КНДР завершился в прошлом году, когда наши специалисты обследовали 781 км будущей Транскорейской магистрали. Россия приступила к модернизации 240-километрового участка дороги от пограничной с КНДР станции Хасан до стыка с Транссибом у станции Барановская под Уссурийском. Подписанный в ноябре в Пхеньяне главами железнодорожных ведомств меморандум предусматривает изменение трассы главного хода Транскорейской магистрали ближе к морю. Правда, пока не удалось договориться по колее -- будет она российского или международного стандарта.
Россия убедила южнокорейцев в перспективности именно такого варианта «железного шелкового пути», идея которого близка сердцу нынешнего президента РК нобелевского лауреата Ким Дэ Чжуна. Правда, уже в декабре на Юге будет избран новый президент -- скорее всего из оппозиции. Так что надо спешить «застолбить» этот проект. России удалось уговорить Север и Юг на беспрецедентную встречу в трехстороннем формате, которая запланирована во Владивостоке. Это даст гарантии грузопотока с Юга по магистрали. Однако в РК считают восточный вариант трассы более дорогим и требующим большего времени, чем западный, -- в этом случае южанам придется построить 170 км путей.
Остается еще проблема денег. Ведь только модернизация (а по сути -- новое строительство) трассы в КНДР обойдется как минимум в 2 млрд долларов. Прежнее руководство МПС заявляло о готовности «платить за все», однако вряд ли тут уместна купеческая щедрость. Точный расчет показывает, что данный проект в случае составления грамотного коммерческого обоснования может привлечь средства с международного рынка капитала. Заинтересованность уже проявляют Япония, некоторые страны ЕС, а также Тайвань, Австралия, Таиланд, международные финансовые организации. Иными словами, речь может идти о международном консорциуме, ключевую роль в котором будут играть Россия, КНДР и РК.
«Проект века» по своему значению выйдет далеко за рамки субрегиона, он нуждается в соответствующей международной поддержке. Именно это должно стать приоритетной задачей российской дипломатии. Практические шаги в этом направлении позволили бы реализовать наш подход -- обеспечить мир, стабильность и процветание на Корейском полуострове через многостороннее сотрудничество и диалог. Любые попытки изоляции и нажима, а тем более силовые действия под лозунгом «борьбы с осью зла», могут привести к катастрофе и значительно повредить нашим национальным прагматическим интересам.
Вчера Пхеньян обвинил США в искажении смысла своего заявления о возможности создания северокорейского ядерного оружия. После визита в КНДР помощника госсекретаря США Джеймса Келли Вашингтон заявил, что в Северной Корее уже сегодня разрабатывают атомную бомбу. По мнению же Пхеньяна, Северная Корея всего лишь «не считает себя обязанной соблюдать мораторий на разработку ядерного оружия, если США откажутся от выполнения рамочного соглашения 1994 года». Соглашение 1994 года о поставке двух реакторов на легкой воде в обмен на прекращение ядерных разработок было подписано президентом Клинтоном, однако Джордж Буш приостановил его действие. В Пхеньяне считают, что КНДР из-за невыполнения США своих обязательств понесла значительные энергопотери и более не связана соглашением. Вашингтон же настаивает на ядерном разоружении страны, признанной частью так называемой «оси зла».