|
|
N°159, 01 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Энергетические маневры
"Газпром" и Gas de France достигли соглашения о том, что французская компания инвестирует 1--2 млрд долл. в совместные проекты. Об этом заявил вчера вечером в Париже российский президент Владимир Путин. Речь, по всей видимости, идет об инвестициях в строительство газопровода в обход Украины. Это по сути единственный конкретный итог обсуждения предложений председателя Еврокомиссии Романо Проди об увеличении поставок российских энергоносителей в страны ЕС. Кроме того, Романо Проди и Владимир Путин договорились дополнительно изучить возможности увеличения поставок энергоносителей из России в обмен на инвестиции в их добычу. Для этих целей ЕС создаст специальную рабочую группу.
Лидеры России и ЕС констатировали, что для Евросоюза важны стабильные поставки энергоносителей, позволяющие избегать энергетических кризисов, а Россия заинтересована в дополнительных инвестициях в промышленность. Однако первый же проект, который сейчас предлагает Москва, -- газопровод в обход Украины, -- ставит Европу в политически неудобное положение, поскольку им недовольны в Польше, кандидате номер один на вступление в Евросоюз. Кроме того, Россия скорее всего построила бы газопровод и так, хотя с политической поддержкой Брюсселя задача, конечно, упрощается.
По-видимому, энергетические инициативы Проди были продиктованы острой необходимостью сбить цены на нефтяном рынке. Москве же приходится исходить из того, что энергокризисы приходят и уходят, а нефте- и газодоллары нужны всегда. Пока что интересы России и Европы совпадают. Но тут есть жесткие ограничители: энергетическая безопасность ЕС, о которой сейчас так много говорят европейские чиновники, подразумевает не только стабильность поставок, но и стимулирование конкуренции. Во многих странах Евросоюза законодательно закреплено положение о необходимости диверсификации источников энергии, об этом же говорят и нормативные акты самого ЕС.
Очевидно, что Европа будет стремиться к соблюдению принципов диверсификации источников газа даже вопреки такому природному фактору, как истощение его запасов в Норвегии. Вопрос лишь в том, насколько близко российскому газу позволят подойти к отметке, позволяющей сохранить этот баланс. Сегодня крупнейшие импортеры газа, такие, как Германия, закупают в России до 30% объемов потребляемого газа. Некоторые эксперты утверждают, что в ближайшие 20--30 лет эта доля может быть увеличена чуть ли не до 50% всех экспортных закупок ЕС.
Андрей ДЕНИСОВ