|
|
N°220, 28 ноября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Олигархи идут на север
Четверка российских нефтяных баронов готова строить новый экспортный маршрут
Впервые в российской истории четыре руководителя крупнейших национальных нефтекомпаний -- ЛУКОЙЛа, ЮКОСа, ТНК и «Сибнефти» -- собрались на совместную пресс-конференцию. Разговор шел о проекте строительства нефтепровода до Мурманска и глубоководного порта. Вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун, который выступал в роли ведущего, всячески подчеркивал: «У нас дружественное мероприятие», -- и поэтому попросил вопросы, касающиеся приватизации «Славнефти», не задавать, так как они все равно останутся без ответа. В присутствии журналистов Вагит Алекперов (ЛУКОЙЛ), Михаил Ходорковский (ЮКОС), Евгений Швидлер («Сибнефть») и Герман Хан (ТНК) подписали меморандум о взаимопонимании по вопросу создания нефтепроводной системы, в котором оговариваются возможные варианты строительства «трубы», примерные сроки работ и объем инвестиций (планируется затратить от 3,4 млрд до 4,5 млрд долл. в зависимости от маршрута нефтепровода).
Несмотря на то что все нефтяники за столом улыбались, чувствовалось, что прийти к единому мнению по вопросу строительства новой транспортной системы им далось нелегко. Прежде всего довольно странно выглядят доли участия в проекте: по одной трети -- у ЛУКОЙЛа и ЮКОСа, по 16,67% -- у ТНК и «Сибнефти». По словам г-на Алекперова, компании -- участники проекта гарантируют прокачку в зависимости от степени участия: ЛУКОЙЛ и ЮКОС -- по 20 млн, ТНК и «Сибнефть» -- по 10 млн т нефти в год. Мощность нового трубопровода должна составить 60--80 млн т (в зависимости от участка нефтепровода).
Правда, г-н Швидлер добавил, что «проект открыт, и к его окончанию число участников изменится», не уточнив при этом, на каких условиях будут приниматься в «союз четырех» другие компании. Интерес же к этому проекту, как утверждает г-н Ходорковский, уже проявил глава «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов -- его ждали вчера на пресс-конференции, но он так и не пришел. А по словам г-на Алекперова, сейчас изучает возможность участия в проекте ConocoPhilips.
Кроме этого, глава ЮКОСа сообщил, что все участники проекта намерены сделать предложение «Транснефти» быть оператором нефтепровода, так как именно она «имеет наибольший опыт в управлении такими объектами». Вице-президент госкомпании Сергей Григорьев заявил вчера информагентствам: «Транснефть» готова рассмотреть это предложение, пока же никакой договоренности с компаниями -- участницами проекта нет, давайте посмотрим, что они нам предложат, когда будет конкретика, а не просто намерение, тогда и надо говорить». В госкомпании считают недостаточным 3,4--4,5 млрд долл. для столь крупного проекта, сказал г-н Григорьев.
Тем не менее пока никто не отрицает, что строить новый экспортный маршрут необходимо. Об этом довольно подробно российская сторона говорила на американо-российском энергетическом бизнесс-саммите в Хьюстоне в начале октября. США в свою очередь также проявили интерес к диверсификации поставок нефти. Сейчас г-н Ходорковский уже оперирует американскими цифрами: «Долгосрочный прогноз цен на российскую нефть -- 17 долл. за баррель. При такой цене мы сможем производить в год не более 300--350 млн т, остальная нефть (по прогнозу Минэнерго, заложенному в энергетическую стратегию, в 2005 году Россия добудет 450 млн т. -- Ред.) будет неэффективна. Под эту нефть нужно успеть построить транспортную инфраструктуру».
Срок реализации проекта четырех нефтекомпаний составляет пять лет. В 2003-2004 годах планируется разработать всю документацию, включая технико-экономическое обоснование, с 2004 по 2007 годы построить «трубу» и терминал и в конце 2007 года ввести в действие новый экспортный маршрут. Окупиться проект должен к 2016 году.
По расчетам департамента энергетики США, к 2010 году Россия может занять долю в 13% в импорте нефти в Америке (сейчас -- менее 1%). Произойти это может из-за того, что добыча в Мексиканском заливе сократится более чем в 2,5 раза, а в Северном море (оттуда экспортируют нефть в Америку прежде всего Норвегия, Великобритания и Дания) -- примерно на 20%. При этом российское сырье, несмотря на не столь высокое качество по сравнению с нефтью из Персидского залива, как ожидают разработчики проекта, может стать вполне конкурентоспособным на рынке США: затраты на транспортировку будут ниже, чем у других экспортеров нефти в Америку, в связи меньшим расстоянием перевозки.
Руководители крупнейших российских нефтекомпаний вчера назвали свой проект «этапом новейшей истории». Герман Хан понадеялся, что теперь у «нефтяной четверки» будет больше совместных проектов, ведь «до этого вместе только подписывали обращения в правительство». Надо полагать, ТНК надеется с кем-нибудь в консорциуме поучаствовать в приватизации «Славнефти». Ведь г-н Ходорковский после официальной пресс-конференции заявил, что совет директоров ЮКОСа решит 5 декабря, помочь ли «Сибнефти» деньгами. ЮКОСу приватизация «Славнефти» неинтересна, он просто ищет, куда можно вложить наличные, чтобы в период низких цен на нефть подешевле прикупить какой-нибудь хороший актив, «например космический корабль», пошутил г-н Ходорковский.
Николай ГОРЕЛОВ