Туркменским чекистам предписано работать против Азербайджана, России и Узбекистана
Появляется все больше свидетельств того, что история с покушением на «вождя всех туркмен» Сапармурата Ниязова -- плохо сработанная инсценировка. Вчера шеф госдепартамента разведки Грузии Автандил Иоселиани сообщил, что «трое грузин, задержанных 25 ноября в Ашхабаде в связи с подозрениями в участии в покушении на президента Туркмении, не принимали участия в этом теракте». Из трех арестованных, фамилии которых туркменская сторона сообщила Тбилиси, идентифицирован лишь один -- житель Рустави Мераб Пухаури, задержанный из-за отсутствия туркменской визы.
Эти данные, во-первых, подтверждают опубликованную накануне информацию газеты «Время новостей», согласно которой задержанные грузины не имеют никакого отношения к «покушению», на месте которого вообще не было никаких задержаний. Во-вторых, у нашей газеты появились новые свидетельства в пользу этой версии.
Вчера на связь с редакцией по телефону из Ашхабада вышел полковник министерства национальной безопасности Туркмении, имя которого по понятным причинам мы назвать не можем. Он рассказал, каким образом в деле возникли «грузины». Спустя почти пять часов после «нападения» на президентский кортеж Ниязова, в 11 часов 45 минут, к дому, где проживает семья экс-замминистра сельского хозяйства Сапармурата Ыклымова (он назван официальным Ашхабадом среди главных организаторов «заговора»), туркменские чекисты подвезли троих чеченцев, находившихся в заключении в колонии города Сейди. Там они снова были арестованы, уже как исполнители «теракта», и тут же дали «показания» на проживающего уже пять лет в Швеции Ыклымова, якобы снабдившего их оружием и деньгами. Почему именно на Ыклымова как на главного «менеджера покушения» пал выбор организаторов инсценировки (по информации нашего ашхабадского источника, за ней стоит начальник службы охраны президента Туркмении Акмурат Реджепов), неизвестно. Но в тот же день было арестовано большинство членов семьи Ыклымова, собравшихся 20 ноября в Ашхабаде на свадьбе одного из его родственников.
Что же касается троих чеченцев, то, по данным полковника туркменского КНБ, они были задержаны на туркмено-афганской границе в период между 16 и 18 ноября прошлого года, когда пытались выйти из Афганистана через туркменскую территорию. Не исключено, что эти чеченцы так же, как и несколько других российских граждан, тайно задержанных в Туркмении
(см. «Время новостей» от 19 и 26 сентября с.г.), воевали в составе отрядов «Аль-Каиды». В этой связи становится понятным, что грузинские спецслужбы не смогли идентифицировать своих соотечественников по тем именам, что были им представлены туркменскими коллегами, -- фамилии были вымышленными, а документы скорее всего фальшивыми.
Туркменский чекист, проработавший в органах 23 года и курировавший, по его словам, в разное время борьбу с организованной преступностью, экономическими преступлениями и контрразведывательную деятельность, сообщил газете «Время новостей», что он сам, как и несколько его коллег, намерен скоро перейти в оппозицию Ниязову. Причина в том, что Туркменбаши потребовал от спецслужб кардинальным образом изменить концепцию своей деятельности. Если раньше туркменские чекисты в первую очередь сосредотачивались на иранском и афганском направлении, то ныне Туркменбаши объявил это нецелесообразным ввиду дружеских отношений с Тегераном и Кабулом. Вместо этого вождь потребовал уделять первоочередное внимание новым потенциальным противникам, среди которых он назвал Азербайджан, Россию и Узбекистан. Эта переориентация не нравится ветеранам туркменских и бывших советских спецслужб.
Тем временем в Ашхабаде впервые за многие годы прошел митинг. Организатором его стала Демпартия Туркмении, лидером которой является сам Туркменбаши. Выступавшие заклеймили организаторов «покушения» на своего «любимого вождя» как «отщепенцев и мерзавцев, ступивших на дорогу шайтана».