Страсбургский суд по правам человека отменил собственный мораторий на экстрадицию в Россию чеченских боевиков,
задержанных грузинскими пограничниками в августе. Таким образом, этот вопрос может быть решен без международных посредников -- прямыми переговорами Москвы и Тбилиси.
Пограничникам Грузии в период известных летних столкновений в Итум-Калинском районе Чечни сдались 13 вооруженных боевиков. Россия сразу потребовала их экстрадиции. В Тбилиси даже приезжал генпрокурор Владимир Устинов, но Грузия решила соблюсти приличия и продемонстрировать независимость и политкорректность. И только в октябре в обстановке строжайшей секретности России были выданы пять боевиков, улики в отношении которых были неопровержимыми. После этого в тбилисской прессе появилось недовольное обращение Руслана Гелаева по поводу «незаконности» экстрадиции. Кроме того, местные правозащитники и чеченские беженцы начали пикетировать грузинскую прокуратуру. Проблему взял под контроль ЕСПЧ, рекомендации которого, как подчеркивали в Тбилиси, будут обязательно приняты к сведению.
Поскольку теперь Страсбургский суд самоустранился из переговорного процесса между Тбилиси и Москвой, российские прокуроры вновь вспомнили о «недовыданных» боевиках. В управлении Генпрокуратуры РФ на Северном Кавказе решение Страсбургского суда восприняли с нескрываемым удовлетворением. Следователи надеются, что Грузии больше уже ничего не сможет помешать выдать террористов, и полагают, что это может произойти уже 28 или 29 ноября. По словам представителя прокуратуры, все необходимые документы были переданы грузинским коллегам еще в августе, и если бы не задержка, расследование дела было бы уже завершено.
Однако в Генпрокуратуре еще изучают предоставленные Россией дополнительные материалы в отношении задержанных. Если улик будет достаточно, их дела будут направлены в местные судебные инстанции, которые и вынесут заключительный вердикт. Заместитель секретаря Совбеза Грузии Джемал Гахокидзе заявил, что при решении вопроса экстрадиции будут учтены положения как международных конвенций, в том числе Минской, так и грузинские законы. Уже известно, что двое из восьми арестованных боевиков экстрадиции точно не подлежат. Следственная служба МГБ установила, что Георгий Куштанашвили и Робинзон Маргошвили -- этнические чеченцы, граждане Грузии. Им уже предъявлены обвинения (в том числе в вооруженном нарушении границы), которые по грузинским законам караются лишением свободы на срок до 10 лет.
Адвокаты же готовящихся к переезду в Россию чеченцев собирают новые материалы для передачи в ЕСПЧ. Речь идет о том, что изначально задержанные якобы предоставили о себе неверные данные, в частности, имена, фамилии, поэтому все улики российской стороны должны быть признаны недействительными.
«Вообще же, мягко говоря, аморальное решение Европейского суда по правам человека вызовет радикализацию настроений как среди бойцов чеченского сопротивления, так и беженцев из Чечни, находящихся в Грузии», -- заявил исполнительный директор функционирующего в Тбилиси Чеченско-Кавказского комитета Сурхо Идиев. По его словам, в случае экстрадиции соотечественников «самое безобидное», что предпримут чеченские беженцы (их около четырех тыс.), это покинут Грузию и направятся в третьи страны. Какие другие «небезобидные» формы выражения протеста могут предпринять против вмиг ставшей негостеприимной Грузии чеченцы, Сурхо Идиев не уточнил.