|
|
N°219, 27 ноября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сколько стоит гастарбайтер
Закон об иностранцах не работает
Система взаимоотношений государства и иностранных трудовых мигрантов если не в тупике, то в затруднении. Граждане из СНГ спокойно едут через границу якобы к родственникам, а выйдя из аэровокзала, рассредоточиваются по рынкам и стройкам. Чаще всего они работают нелегально, что плохо: налогов не платят, работодатели их обижают. Гастарбайтеры лишены возможности получить медицинскую помощь или искать защиты в милиции. Зачастую мигранты имеют, скажем так, преступную специализацию: торгуют контрабандными товарами, подделывают продукцию с чужими товарными знаками и так далее. Но закрыть границы для трудолюбивых иностранных граждан нельзя, потому что сами москвичи не очень хотят водить троллейбусы, строить дома и торговать на рынках.
Попытки упорядочить свои отношения с гастарбайтерами предпринимались властями и раньше. Московский мэр Лужков, например, первым в России внедрил новшества вроде квотной системы (это когда работодатель приглашает иностранцев в рамках региональной квоты), но победить нелегалов не смог. Начальник управления по делам миграции при ГУВД Москвы Анатолий Батуркин говорил нам, что официальную регистрацию проходит примерно каждый десятый гастарбайтер. (С 1 января по 1 ноября 2002 года управление по делам миграции ГУВД Москвы выдало иностранцам 40,8 тыс. подтверждений на право трудовой деятельности.) Почему так, ясно даже профану. Компания, желающая привлечь дешевый иностранный труд, тратила на оформление всяческих бумажек более двух месяцев. Куда как проще было обойти эту систему, подкупив нужного чиновника. Если, случалось, работодателя ловили за руку, то его штрафовали. Но количество нелегалов в столице убеждает, что ловили почему-то очень редко. Система была не слишком действенной. То есть само законодательство, возможно, отвечало самым высоким требованиям, но вот исполнение...
«Это было громоздко и неудобно, -- говорит кадровик одной строительной фирмы, -- почти никто этой системой не пользовался -- очень длительная процедура, масса преград. Была выстроена такая система барьеров, которую... не хотелось преодолевать. Что будет теперь? Лучше не будет. Нанимать рабочих, платить за них пошлину и залог -- невыгодно, люди попытаются это обойти».
Так или иначе, но лужковское изобретение -- с квотированием, залогами и проч. -- было решено распространить на всю страну. И вот с 1 ноября в России как бы действует закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Сами иностранные граждане очень волнуются, потому что закон не дает ответа на многие их человеческие, бытовые вопросы. Волнуется, должно быть, и правительство, не успевшее вовремя издать все необходимые для исполнения закона постановления. Некоторые важные цифры оно определило (скажем, квота на выдачу приглашений на въезд в Россию на 2003 год составит 530 тыс.), а до других пока не добралось. Пока неясно, каковы будут квоты каждого региона и что делать с теми гражданами, кто уже работает в стране, хотя бы и нелегально. В московском управлении по делам миграции предлагают -- для Москвы -- такой вариант: всех работающих легализовать, лучше всего введя для этого ускоренную процедуру. Тогда, во-первых, станет ясно, сколько ж их в действительности, да и государство получит приличный доход (более 100 долл. с человека -- это, если предположить, что в столице втихаря трудится около 1 млн человек, 100 млн долл.). А квоту для приглашения новых рабочих в Москву на будущий год дать в размере 90 тысяч. Но как оно сложится, пока неизвестно. И никаких разъяснений -- что, мол, потерпите, граждане, все будет готово к такому-то января -- не дают. И вот отсутствие ясного представления о том, как же теперь жить, беспокоит не только национальные землячества, но и тех, кто руководит трудовой миграцией в городе Москве.
Например, заместителя начальника управления по делам миграции ГУВД Москвы, полковника внутренней службы Александра МАРКИНА.
-- Александр Константинович, закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» действует с 1 ноября, а миграционных карт, которые по этому закону должны получать все въезжающие в страну, пока что вовсе нет. Что с ними такое?
-- К обозначенному сроку, то есть к 1 ноября, в нужном количестве они не изготовлены. По имеющейся информации, применение карт начнется со второй половины декабря.
-- А зачем они вообще нужны?
-- Для учета. Иностранец получает и заполняет ее на въезде, одну часть оставляет на границе, а вторую у себя, как вкладыш к паспорту. По прибытии на место иностранец должен встать на регистрационный учет, и тогда на второй части карты делается соответствующая пометка. По убытии эта самая вторая часть изымается на границе. Миграционная карта дает возможность учесть количество приезжающих и выезжающих, только нужна единая база данных.
-- Она есть?
-- Порядок ее создания уже определен. В работе будут принимать участие службы различных ведомств: подразделения пограничной службы, паспортно-визовая служба, территориальные подразделения ФМС, МИД и другие. Но к нам уже сейчас идут звонки, сотни в день. Люди звонят: раз вы миграционная служба, давайте нам карту. Проверяющие на улицах начинают их требовать...
-- Хорошо, а что нужно делать законопослушным работодателям, которые хотели бы по всем правилам оформить уже работающих у них иностранцев? Ведь они уже въехали и получить миграционную карту на границе не могут.
-- Карта будет выдаваться не только тем, кто въезжает, но и тем, кто уже находится в стране на законных основаниях. Турист ли это в гостинице или человек, живущий на квартире, он получит карту, но без первой половины.
-- Кто будет их выдавать? Вы?
-- Нет, это невозможно. Остается только предполагать. Инструкция по порядку применения миграционных карт у нас на местах появится в ближайшее время, пока руководствуемся только положениями федерального закона.
-- Как обстоит дело с законодательным обеспечением новой системы учета иностранцев? В последние дни опубликовано несколько постановлений во исполнение закона об иностранцах.
-- Под этот закон должно быть издано 15--17 документов, многие только разрабатываются. Например, когда иностранец въезжает в страну, принимающая сторона должна дать гарантии того, что человек уедет вовремя, что он будет обеспечен жильем. Первое постановление, касающееся материальных, медицинских и жилищных гарантий, уже есть (но еще не опубликовано. -- Ред.).
-- Какие гарантии оно предусматривает?
-- Приглашающая сторона дает письменное обязательство обеспечить выезд иностранца по истечении срока пребывания, гарантии приобретения билетов, а в случае депортации -- гарантии возмещения расходов на нее. Это рычаг административного воздействия на те фирмы, которые налаживают каналы въезда в страну. Предусмотрено создание спецсчета при МВД РФ. На него работодатель будет заносить возвратные суммы, равные стоимости авиационного билета от Москвы до столицы родины иностранца, приехавшего к нам на работу.
-- В рублях или в валюте?
-- Это пока не определено, даже и счета еще нет. Поэтому мы пока что вот как выходим из положения: берем у фирм, нанимающих иностранцев, гарантийные письма, по которым они должны будут перечислить деньги, как только появится счет.
-- А что разрешается делать с этими деньгами? Они будут лежать в каком-то банке... и в каком? Будут нарастать проценты. Кому они пойдут?
-- Это должно быть определено подзаконным актом, которого пока нет. Но вообще это вопросы не нашей службы, ими ведают финансовые органы.
-- Кто сейчас разрабатывает московские квоты на привлечение гастарбайтеров?
-- Исходя из того, сколько нам пришлось оформить подтверждений в течение года, мы предложили на 2003 год квоту, позволяющую пригласить на работу 90 тыс. человек.
-- Но ведь на самом деле людей в Москве работает гораздо больше, чем вы оформили.
-- В тот период, когда миграционная служба была передана в МВД, ужесточился порядок оформления на работу. И выдача официальных подтверждений пошла на убыль, а на рынках появились поддельные. И еще одно. По закону чтобы оформить иностранного рабочего, работодатель должен заплатить пошлину 3 тысячи рублей и еще 1 тысячу за выдачу подтверждения на работу. Плюс надо положить залоговую сумму на спецсчет -- на год, а то и на два. В то же время по новому Административному кодексу, который действует с 1 июля, ответственность работодателя за то, что люди у него работают в нарушение этого порядка, 2 тысячи рублей по суду... Раньше комиссия при правительстве Москвы за незаконное использование иностранцев накладывала на работодателя большой штраф -- сотни тысяч рублей. Сейчас этого нет.
-- А выдворение?
-- Это если решит суд. Это довольно жесткая мера, и это делается при злостном уклонении. Причем надо на этой стройке дневать и ночевать, чтобы доказать, что имеет место злостное нарушение.
-- Значит, прежний механизм был эффективнее?
-- Это было чисто московское явление, закон города Москвы. Сейчас оно отменено. И сейчас получается, что сложность оформления иностранцев на работу несоизмерима с ответственностью, предусмотренной за нарушение порядка. Вряд ли найдется много желающих пойти официальным путем -- оформлять рабочих, квоты, разрешения. Поэтому мы, как только вышел новый кодекс, вышли с инициативой об ужесточении ответственности за нарушение. Иначе ничего не получится. Законным путем оформить намного дороже, чем нести ответственность. А в наших условиях... Миграционная служба Москвы не в состоянии держать под контролем все объекты, на которых работают иностранцы. У нас в штате 70 человек, все они штатские люди, кроме двух руководителей-офицеров. Проверкой и контролем заняты всего 6--7 человек, на всю Москву. Поэтому мы просим МВД выделить нам, за счет городского финансирования, миграционную инспекцию -- 30 сотрудников милиции для контроля на местах. Иначе незаконная трудовая миграция будет превалировать.
-- Просьба удовлетворена?
-- Рассматривается...
-- После Дубровки миграционный контроль стал особенно важен. Что изменилось в вашей работе?
-- По линии внутренних органов, в том числе и к нам, пошли установки на более жесткий контроль прибывающих лиц, у которых могут быть планы террористической деятельности. Наше управление тоже принимает посильное участие в выявлении и в поставке информации заинтересованным службам -- чтобы выявить каналы, людей, способных на такое преступление.
-- Как же вы это делаете? Штатские-то люди?
-- У нас есть база данных на организации, привлекающие иностранную рабочую силу.
-- Чеченцев?
-- Всех. Из Юго-Восточной Азии, из мусульманских стран и так далее. Можно проанализировать, кто постоянно занимается оформлением иностранцев и из каких стран. А что касается жителей Чечни, то это граждане России, и нашего разрешения на работу им не требуется.
-- Усиленный контроль -- это как? Двойные наряды на вокзалах, в аэропортах?
-- Наше управление на вокзалах не стоит. Мы занимаемся контролем за использованием иностранной рабочей силы.
-- Ну вот у вас базы данных, аналитики и все такое -- а на улице милиционер берет с незарегистрированного товарища 50 рублей -- и все, он прошел сквозь вашу базу, как малек сквозь крупную сеть.
К разговору присоединяется начальник управления по делам миграции ГУВД Москвы Анатолий БАТУРКИН:
-- Я тут был в Германии на семинаре, там государство отпускает на миграционные вопросы сотни миллионов евро, но проблемы остаются те же самые. Мы улетали, я спрашиваю: а если я не улечу, останусь, то когда меня найдут? И мне сказали, что я могу год бродить, пока не попадусь полиции. У них та же система, что и у нас. Иностранцы работают без документов, и когда их приезжают проверять, они говорят: да я только что взял лопату в руки -- просто так, подержать.
-- Народ интересуется: как это 50 человек террористов проехали в Москву? Никто не остановил?
-- Всех не отфильтруешь. Чтобы совершить теракт, не надо оформляться на работу, достаточно зарегистрироваться в качестве туриста.
-- А вы давали распоряжения о том, чтобы чеченцев выгонять с работы? Комитет гражданского содействия сообщает об увольнениях.
-- У нас все имеют одинаковое право на работу.
Честно говоря, мы ожидали какой угодно реакции, только не этой. Задав руководителю еще одной крупной строительной фирмы вопрос о том, чего он ждет от нового закона об иностранцах, вместо слов про удушение бизнеса мы услышали: «Для нас это благо, можно только аплодировать».
И подчеркнул, что сам-то он никогда не нанимает иностранцев на работу -- дескать, свои, москвичи, надежнее. И так же поступают и другие уважающие себя строительные компании. А вот не уважающие... «Вы никогда не найдете никого, кто нанимает иностранцев. Это маленькие фирмы-однодневки», -- сказал он. «Ничего себе однодневки, -- удивились мы, -- вон они на всех стройплощадках, эти иностранцы».
Да, это так, сказал наш собеседник, и пояснил: когда крупная строительная фирма получает подряд, она ищет самого дешевого субподрядчика. Самым дешевым обычно оказывается некий прораб, который набирает свой трудовой коллектив на вокзалах. Он берет с генерального подрядчика самую низкую цену -- ведь он, как правило, не платит налогов, экономит и на зарплате рабочим. Генеральный же подрядчик закрывает глаза на это обстоятельство -- случись какая проверка, с него взятки гладки.
Казалось бы, замечательная система, и ее уничтожение -- если, конечно, власти смогут ее уничтожить -- чревато удорожанием и без того недешевого московского квадратного метра либо снижением прибыли строителей. Но вот наш собеседник из строительной фирмы уверяет, что его дома строят только москвичи, потому что у иностранцев качество работ гораздо ниже. А раз так, то он в выигрыше: его конкуренты, использующие дешевый труд приезжих, вынуждены будут отказаться от этого конкурентного преимущества, станут, как и он, нанимать москвичей, и тогда игра пойдет на равных. Иностранец отныне станет дорогим удовольствием.
Полосу подготовила Анастасия НАРЫШКИНА