Время новостей
     N°219, 27 ноября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.11.2002
Работа не волк
АвтоВАЗ сокращает рабочее время
Руководство Волжского автозавода пытается решить проблему перепроизводства автомобилей. Гендиректор предприятия Виталий Вильчик издал приказ, согласно которому главный конвейер АвтоВАЗа до конца года будет включаться лишь на пять дней в неделю. Суббота и воскресенье на заводе вплоть до 28 декабря объявлены выходными. При этом будет сокращена и продолжительность рабочего дня -- рабочим предстоит трудиться лишь шесть часов в сутки.

По словам заместителя руководителя пресс-центра предприятия Владимира Арцыкова, переход на сокращенный график работы связан с необходимостью увеличить продажи машин и разгрузить склады. Всего же, по данным заводских экспертов, это позволит снизить количество автомашин на складах с нынешних 80--85 тыс. до 50--55 тыс. штук. Во время остановки главного заводского конвейера с 26 октября по 9 ноября завод уже сократил план производства машин на 27 тыс., а снизив загруженность производства в декабре, предприятие выпустит в конечном итоге на 55--57 тыс. машин меньше (всего 720 тыс. автомобилей), чем предполагалось в ходе составления производственного плана в конце 2001 года. При этом убытки российского автогиганта, как ожидается, составят не менее 100 млн долларов.

Впрочем, финансовые потери заводское руководство не пугают. Свои неудачи представители АвтоВАЗа объясняют следующими факторами: повышением летом цен на оцинковку и неблагоприятной рыночной конъюнктурой. В первом случае АвтоВАЗ грозился даже поднять цены на свою продукцию на 10%. Снижение сбыта на заводе объясняют тем, что покупатели в преддверии введения пошлин на старые иномарки поспешили приобрести только в этом году свыше 250 тыс. подержанных импортных авто. В результате чего за девять месяцев 2002 года на российском рынке был реализован практически годовой объем продаж -- свыше 1,2 млн автомобилей.

Но даже несмотря на это, г-н Вильчик отказался от идеи снижения цен на автомобили. «В этом смысле позиция предприятия не совсем понятна, -- говорит аналитик ИК «Проспект» Николай Иванов. -- Нынешние трудности не являются событием исключительным, а скорее говорят о том, что завод уже давно попал в полосу стагнации. Содержание 110-тысячного коллектива и постоянное упоминание социальной значимости производства вряд ли обеспечат о АвтоВАЗу рост сбыта. И если в 1998 году заводу здорово помогла девальвация рубля, то сейчас таких факторов не предвидится. Тем не менее никакой программы долгосрочного развития предприятия пока так и нет».

На самом заводе уже несколько недель циркулируют упорные слухи о том, что уже во второй половине декабря главный конвейер предприятия может быть вновь остановлен. И хотя официальные представители автогиганта предпочитают об этом не говорить, но, как полагают аналитики, такое развитие событий вполне возможно. При отказе от снижения цен на свою продукцию у завода остается лишь один способ избавиться от излишков автомобилей на складах -- просто перестать их выпускать.

Дмитрий ПОНОМАРЕВ