Руководство Волжского автозавода пытается решить проблему перепроизводства автомобилей. Гендиректор предприятия Виталий Вильчик издал приказ, согласно которому главный конвейер АвтоВАЗа до конца года будет включаться лишь на пять дней в неделю. Суббота и воскресенье на заводе вплоть до 28 декабря объявлены выходными. При этом будет сокращена и продолжительность рабочего дня -- рабочим предстоит трудиться лишь шесть часов в сутки.
По словам заместителя руководителя пресс-центра предприятия Владимира Арцыкова, переход на сокращенный график работы связан с необходимостью увеличить продажи машин и разгрузить склады. Всего же, по данным заводских экспертов, это позволит снизить количество автомашин на складах с нынешних 80--85 тыс. до 50--55 тыс. штук. Во время остановки главного заводского конвейера с 26 октября по 9 ноября завод уже сократил план производства машин на 27 тыс., а снизив загруженность производства в декабре, предприятие выпустит в конечном итоге на 55--57 тыс. машин меньше (всего 720 тыс. автомобилей), чем предполагалось в ходе составления производственного плана в конце 2001 года. При этом убытки российского автогиганта, как ожидается, составят не менее 100 млн долларов.
Впрочем, финансовые потери заводское руководство не пугают. Свои неудачи представители АвтоВАЗа объясняют следующими факторами: повышением летом цен на
оцинковку и неблагоприятной рыночной конъюнктурой. В первом случае АвтоВАЗ грозился даже поднять цены на свою продукцию на 10%. Снижение сбыта на заводе объясняют тем, что покупатели в преддверии введения пошлин на старые иномарки поспешили приобрести только в этом году свыше 250 тыс. подержанных импортных авто. В результате чего за девять месяцев 2002 года на российском рынке был реализован практически годовой объем продаж -- свыше 1,2 млн автомобилей.
Но даже несмотря на это, г-н Вильчик отказался от идеи снижения цен на автомобили. «В этом смысле позиция предприятия не совсем понятна, -- говорит аналитик ИК «Проспект» Николай Иванов. -- Нынешние трудности не являются событием исключительным, а скорее говорят о том, что завод уже давно попал в полосу стагнации. Содержание 110-тысячного коллектива и постоянное упоминание социальной значимости производства вряд ли обеспечат о АвтоВАЗу рост сбыта. И если в 1998 году заводу здорово помогла девальвация рубля, то сейчас таких факторов не предвидится. Тем не менее никакой программы долгосрочного развития предприятия пока так и нет».
На самом заводе уже несколько недель циркулируют упорные слухи о том, что уже во второй половине декабря главный конвейер предприятия может быть вновь остановлен. И хотя официальные представители автогиганта предпочитают об этом не говорить, но, как полагают аналитики, такое развитие событий вполне возможно. При отказе от снижения цен на свою продукцию у завода остается лишь один способ избавиться от излишков автомобилей на складах -- просто перестать их выпускать.