|
|
N°159, 01 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Треть товаров - с Малой Арнаутской
Около 30% товаров народного потребления на российском рынке, будь они иностранного или отечественного производства, фальсифицированные. Об этом сообщил на вчерашней пресс-конференции глава ТПП Станислав Смирнов. Примерно 40% одежды и обуви -- фальшивки, а если говорить о парфюмерии, косметике и синтетических моющих средствах, то эта цифра и вовсе достигает 50%.
Однако, по словам г-на Смирнова, от покупателей за последние полтора года поступили только 234 жалобы. Столь низкое их количество объясняется отчасти тем, что покупатель не всегда может отличить подделку от оригинала и просто не догадывается о том, что его обманули. Подделка может «вполне соответствовать по качеству», и тогда определить, что истинный производитель обосновался где-нибудь на Малой Арнаутской, в состоянии только высококлассная лаборатория.
По-видимому, отсутствие жалоб связано еще и с их бесперспективностью. Г-н Смирнов напомнил собравшимся случившуюся несколько лет назад историю с поддельными джинсами, продававшимися в крупном уважаемом московском магазине под видом товара одной чрезвычайно известной фирмы. В тот раз имел место «громкий процесс», товар был изъят из продажи. Но такие события -- большая редкость, несмотря на столь плачевную ситуацию с подделками. Потребитель отлично знает, что жаловаться-то он может, но толку от этого будет мало.
«На Западе действует простая схема защиты рынка, она применяется и у нас», -- говорит начальник управления сертификации Госстандарта Михаил Рахманов. Схема, по его словам, состоит из трех ступеней. Первая -- это сам изготовитель, который боится нарушить закон. Вторая -- это система лицензирования и сертификации, т.е. своеобразный фильтр до поступления товара в торговлю. И наконец, третья ступень -- это контроль качества уже поступившего в продажу товара. Вроде бы аналогичная система есть и в России, но только она не работает.
«Статьи есть, и сажать можно. Но мало иметь законодательную базу -- надо иметь и судебную систему. Попробуйте подать жалобу на изготовление фальсифицированного товара, -- говорит г-н Рахманов. -- Вы можете судиться годами».
Это отлично понимают и фирмы, страдающие от фальсификаций. Крупные западные компании борются -- и зачастую успешно -- с подделками сами. Примером может служить шведский Absolut, каким-то чудесным образом якобы искоренивший поддельную водку под своим брэндом.
Как правило, фирмы не любят распространяться о том, к каким методам они прибегали. По некоторым сведениям, к ним на помощь приходят правоохранительные органы. А вот гражданину, отравившемуся поддельным грузинским вином, поможет только доктор. Привлечь к ответственности магазин, продавший ему подделку, не удастся. Тем более что, как полагает г-н Смирнов, предприятия торговли в большинстве случаев не виноваты -- они сами бывают введены в заблуждение.
Анастасия НАРЫШКИНА