Время новостей
     N°218, 26 ноября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.11.2002
Рекламный рынок вырос на 50%
Специалисты прогнозируют сохранение темпов
Российская ассоциация рекламных агентств совместно с группой исследовательских компаний Taylor Nelson Sofres (Gallup Media, Gallup AdFact, МИЦ) обнародовали вчера предварительные данные по динамике объемов рекламного рынка России в 2002 году. В противовес мировым тенденциям, где на рекламном рынке наблюдается значительный спад -- до 10%, отечественная рекламная индустрия не прекращает активно расти. Уже третий год подряд прирост рекламного рынка в России составляет в среднем 50%. В 2002 году он увеличился на 52% и составил 2,64 млрд долл. В 2001 году прирост составил 58%, а объем рынка был оценен в 1,74 млрд долл. В 2000 же году эти цифры выглядели соответственно 45% и 1,1 млрд долларов.

Одновременно, согласно данным TNS Gallup AdFact, на уровне отдельных медиа наблюдается еще более усиленный рост, прежде всего это относится к телевидению, Интернету и кинотеатрам (см. схему). Интересными в этом году оказались и результаты рекламных затрат на различных медианосителях. На телевидении наибольший прирост составила реклама средств для гигиены рта (+178,7%), пива (+178,3%), средств по уходу за волосами (+157,1%) и прохладительных напитков (+132,4%). В газетах наиболее популярна в этом году была реклама услуг автосалонов и автосервисов (+113,2%) и автотранспорта (+74,1%). В журналах безусловный лидер -- реклама одежды (+120,6%), а на радио -- услуги по операциям с жилыми помещениями (+101,2%). По словам гендиректора TNS Gallup AdFact Руслана Тагиева, «высокие темпы прироста отечественного рекламного рынка могут сохраняться еще некоторое время, поскольку затраты на рекламу в России до сих пор не достигли среднемирового уровня». Согласно последним данным WARC, в 2000 году в различных странах мира потрачено на рекламу от 0,2% до 2,03% ВВП, а средний показатель по 63 странам равен 0,9% ВВП. В России, по прогнозам, в 2002 году этот показатель составит только 0,8% ВВП.

Рекламщики дружно отмечают, что рынок не только встал на ноги, но и готов качественно перейти на мировой уровень. К этому подталкивает еще и то, что объемы рекламы настолько велики, что уже нет никакой возможности на экстенсивное развитие рынка. Президент РАРА Владимир Евстафьев отмечает, что уже в этом году цены на рекламу выросли более чем на 30%. Но это, по его мнению, все равно далеко от мировых тарифов. Сегодня цены на рекламу в России в пять-шесть раз ниже западных, не говоря уже об американских, поэтому в следующем году цены будут продолжать расти. Более того, не принятая в этом году поправка к закону «О рекламе» относительно запрета показа рекламных роликов во время художественных фильмов и программ вероятнее всего будет принята в следующем году. По крайней мере рекламное сообщество, как выяснилось на Дне российской рекламы в ТПП РФ на прошлой неделе, уже свыклось с этой мыслью. Впечатляет и успокаивает опыт украинского рекламного рынка, где уже запретили показ рекламы во время художественных фильмов. Телевизионные каналы там ничуть не разорились, зритель чувствует себя замечательно, и только рекламодателю пришлось подстраиваться под новые условия игры. Но всем сейчас понятно, что рекламодатель все равно никуда не денется. То, что реклама -- двигатель торговли, уже давно и навечно укоренилось в сознании производителей всевозможных продуктов. Так что в следующем году владельцев брендов ожидают не самые лучшие времена. Единственно возможным утешением рекламодателям, по мнению некоторых аналитиков, может стать изменение стиля телевизионного вещания в связи с возможным принятием этой поправки -- традиционные 26-минутные программы сменят более короткие программы. В связи с увеличением стоимости рекламы, а также улучшением ее качества в следующем году будут более широко использоваться так называемые интегрированные маркетинговые коммуникации (технологии непрямой рекламы). Реклама будет ближе к народу, то есть будет возможность чаще бесплатно тестировать продукцию перед ее покупкой. И при этом Владимир Евстафьев с большим оптимизмом смотрит в ближайшее будущее и утверждает, что в следующем году рынок может вырасти до 4,5 млрд долларов.

Екатерина САШЕНКО