|
|
N°218, 26 ноября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Десятый балл
Российскую школу ждет новая волна реформ
Так и не сдержал своего обещания дать российской школе хотя бы годичную «передышку» министр образования Владимир Филиппов. Вчера на совещании с победителями конкурсов «Учитель года» министр заявил о том, что, возможно, уже через год российские учащиеся перейдут с пятибалльной системы оценки знаний на какую-нибудь другую. «Нынешняя система изжила себя и не дает возможности объективно и всесторонне оценить знания школьников», -- пояснил г-н Филиппов. По его словам, «единиц» сегодня почти не ставят, «двойкой» не оценивают знания, а по существу наказывают ребенка. В итоге остается «трехбалльная» система -- слишком скудная для полноценной аттестации учеников.
Поскольку собственные методические разработки по оценочной шкале в России не проводились, Минобразования решило позаимствовать опыт других стран. В качестве альтернативы вчера обсуждались варианты введения 10-, 20- и даже 100-балльной шкалы. Переход на «десятку» приблизил бы Россию к единому образовательному пространству со странами СНГ. Ведь именно так оцениваются знания школьников, например, в Белоруссии и Молдове. Стобалльная градация помогла бы российским школьникам адаптироваться к единому госэкзамену, который вскоре заменит выпускные школьные испытания и вступительные в вуз. Тесты в ЕГЭ оцениваются как раз по 100-балльной шкале. Кроме того, аналогичная система оценок используется и в Америке. Двадцатибалльная шкала, наоборот, приблизила бы нас к Европе, поскольку она свойственна, например, для французской системы образования. Кстати, при 20 возможных баллах отличником считается тот, кто учится на 14--16.
Как доложил вчера коллегам министр, эксперименты по новым методикам оценок уже стартовали в российских регионах. Проходят они и в Москве. В частности, в 1804-й школе практикуют «украинскую» 12-балльную систему. Владимир Филиппов отметил, что после обсуждения в регионах Минобразования подготовит документ, в котором будут описаны все новые варианты системы оценок, а затем в течение шести месяцев по итогам всероссийского обсуждения будет принято окончательное решение.
Не исключено, впрочем, что эта идея так и не выйдет за переделы министерских коридоров. Поскольку многие из реформаторов отечественного образования считают, что такое нововведение несвоевременно. «Это вторичный вопрос по сравнению со всеми остальными, которые сейчас стоят перед нами, -- считает бывший министр образования Эдуард Днепров. -- Важно выбрать в модернизации приоритеты и заняться в первую очередь делом, а не растекаться мыслию по древу. К тому же у нас действительно нет методик по оценочной шкале. Исходя из чего, учитель будет ставить 55, а не 54 при принятии 100-балльной шкалы?»
Сами школьники, конечно, в восторге от затеи чиновников. Для них это очередная игра. Ученики -- участники эксперимента перестали получать «двойки», и это их уже радует. Но новые «шестерки» и «семерки» абсолютно дезориентируют родителей -- как разобраться, стоит или нет ругать отпрыска за такие оценки. Однако в Минобразования убеждены, что только так можно адекватно оценить знания ученика. И Владимир Филиппов хочет, чтобы все российские школьники оценивались по-новому уже в 2004/05 учебном году.
Кирилл ВАСИЛЕНКО