Ох, рановато в нынешнем году святки начинаются. «Локомотив» чемпионом стал, на «нефиктивную» книжную ярмарку народ скликают, за окном то гексоген, то лед, то букеровская премия... А вчера в трамвае, где прежде и контролерским духом не пахло, появился живой кондуктор. «Покупайте, -- говорит, -- проездные документы в любом количестве. И любого качества. Расплата наличными». Приметы верные. Чует моя старая селезенка -- стриженая девка косы не заплетет, а начнется.
Плагиат! Глумление! Руки прочь от Гарри Поттера! Орден Феникса к защите Джоан Ролинг усегда готов!Да кому он нужен, ваш Гарри Поттер? Пусть хоть драконов мочит (не обязательно в умывальне), хоть в кино снимается, хоть на Тане Гроттер женится. В последнем случае мы, натурально, почтим Гермиону телеграммой соболезнования (благородство обязывает), но вообще ребята сами разберутся. Как и со всем прочим. В общем, кому -- рейтинг, кому -- маркетинг, кому -- таторы, кому -- ляторы, а нам -- «Порри Гаттер и Каменный Философ». Сочинение Андрея Жвалевского и Игоря Мытько. Выпущенное в свет
издательством «Время». В соответствии с непреложным правилом: делу -- «Время», а потехе -- тем более.
Нет, вы сами рассудите. С одной стороны, Гарри Поттер, а с другой, совсем наоборот, Порри Гаттер! Во-первых, звучит красиво! На «аллигатор» похоже! (Не говоря уж о богатстве иных поэтических ассоциаций.) Во-вторых, перевода с аглицкого ждать не надо. (Отстрадали свое. Пусть теперь просвещенные мореплаватели на своем Туманном Альбионе мучаются.) В-третьих (это для шибко грамотных, поднаторевших в языке Шекспира, Фаулза и Стивена Кинга), вообще ничего ждать не надо. Ведь пока леди Джоан пересчитывает свои миллионы фунтов (фунты миллионов), дело стоит. Если по человечеству, то бывшую учительницу понять можно: затруднительно одновременно придумывать и собственное прошлое (книги и статьи о новой Сандрильоне уже составляют изрядную библиотеку) и будущее Гарри Поттера. Окажись Андрей Жвалевский с Игорем Мытько и впрямь людьми злокозненными, они вполне могли бы ситуацией воспользоваться и спроворить такой «Орден Феникса», что только держись. Но Джоан Ролинг может спать спокойно. Наши просвещенные литераторы подобны котам: скорее лапы отсохнут, чем прикоснутся к чужому! Заметим, кстати, что в «Порри Гаттере» незаурядные роли отведены как «лапе» («Черная рука»), так и коту. А как именно эти достославные персонажи действуют, вы узнаете сами. Рецензент не совсем еще рассудок потерял -- пересказа не дождетесь. И не уговаривайте. Сэкономьте дензнаки на трамвайном проезде (не всем же кондукторы попадаются) да купите книжку. В любом количестве.
А вот качество одно. Высшее. Во всем тираже. Никаких дистрибьюторских ухищрений (мол, волшебникам -- на веленевой бумаге, а недоволшебникам -- на шагреневой коже) в нашем «Времени» не бывает. Так что читаем все. Кто не успел, тот опоздал. Кто не спрятался, мы не виноваты. Баба с возу -- не вырубишь топором.
Только не подумайте, что это я про леди Джоан. Ну застопорился творческий процесс -- с кем не бывает? Читал я, помнится, роман, как один молодой человек приехал в деревню, а там встретил девушку. Которая его полюбила, а он ее -- нет. Там потом типичное фэнтези началось: медведи всякие, оборотни и избушка в лесу. Дальше скандал, пацаны стрелку забили, посредники лопухнулись... В общем парень ни за что ни про что любимого кореша замочил, отправился по горячим точкам, а когда вернулся, девушка вышла замуж за перспективного генерал-лейтенанта. Мужика, ясное дело, скрутило: места себе не находит, письма пишет, наконец, в дом явился. «Давай, -- говорит, -- улетим!» «Нет, -- отвечает девушка (в смысле -- генеральша). -- Люблю тебя любовью брата. А может быть, еще сильней, потому что брата у меня нет. Но я другому отдана. И буду век ему верна!» Стоящая книговина, но не об том речь. Это теперь ее всю целиком печатают, и хотя там все в стихах и много сведений из жизни автора (у него, видно, интервью не брали!), в общем можно скумекать, что все-таки происходит. Но -- верные люди говорят! -- этот самый писатель (фамилию забыл) сказку свою то ли семь лет сочинял, то ли восемь. И печатал кусочками. Только во вкус войдешь, а он: мне, дескать, отдохнуть надо и погулять. Заходите через пару лет. Ничего, терпели. Правда, когда выяснилось, что после облома с генеральшей ничего уже не будет (кроме устаревшего путеводителя по Одессе), многие обиделись. И сочинили всякие интересные сиквелы, как парень подался в разбойники, бунтовщики и монахи. Тоже красиво, хотя печатают почему-то редко.
Но наш-то случай совсем другой. Мы все верим, что Джоан Ролинг напишет и «Двадцать лет спустя», и «Гарри Поттера на Луне», и «Гарри Поттера -- милиционера». Никто у нее компьютера не отнимает. Как писал по-французски один граф с сомнительным прошлым: «Ждать и надеяться!» Или, переходя на язык Жвалевского и Мытько, «не торопи любовь -- еще наплачешься!»
Но мы плакать не будем. А будем читать о том, как наследственный маг Порри Гаттер ни за что не хотел становиться волшебником, но все-таки попал в заведение, подозрительно схожее с незабываемым НИИЧАВО им. бр. Стругацких. Потому как если кто и может предъявлять претензии творцам «Каменного философа», то создатели «Понедельника», что «начинается в субботу», а не кончается уже почти сорок лет. Но это вряд ли. Не ревновали же братья Стругацкие к успеху Михаила Успенского, певца подвигов богатыря Жихаря и короля Яр-Тура. Оно и верно: чем больше сказок для «младших научных сотрудников» (даже если они зовутся менеджерами, политтехнологами, пиарщиками и прочими дикими именами), тем лучше. И уж совсем смешно ждать рекламаций от Честертона, Толкиена, многочисленных родителей Фантомаса, в конструктивный диалог с которыми вступили Жвалевский и Мытько. Они, как и Джоан Ролинг, только порадуются веселой книге, где -- при всех пародийных наворотах и разоблачительных пассах -- «добро побеждает зло», а авторы осмотрительно уточняют: добро -- подлежащее; зло -- существительное, а не наречие. Ну а кто оказался главным негодяем, я все равно не скажу.
Выводы очевидны. Все завтра же бегут на нефиктивную книжную ярмарку, где изыскивают стенд издательства «Время», и энтузиастически раскошеливаются, временно забыв про Warner Bros. Все будет хорошо. И даже еще лучше. В чем клятвенно и совершенно бескорыстно заверяет ваш покорный слуга.