«Узники Зураба». Часть вторая
В номере от 4 ноября 2002 года в нашей газете вышла
статья «Узники Зураба», подписанная тремя авторами: известным художником Владиславом Мамышевым-Монро, историком Сергеем Никитиным и мною, обозревателем газеты «Время новостей» Сергеем Хачатуровым. Текст статьи родился из двух блицинтервью, которые ваш покорный слуга, по определению Владислава Мамышева (Монро) -- «непрофессиональный критик из уважаемой газеты «Время новостей», свел воедино. Пленки с записями интервью хранятся у меня дома. Почти все реплики уважаемого художника и артиста Владислава Мамышева (Монро) вошли в статью, в том числе о скульптуре, где Лужков изображает «ведьму из династии Бурбонов», и о лучшей оценке творчества Зураба Константиновича («Пир духа!»), которую дал первый президент СССР Михаил Горбачев.
Статья вышла почти месяц назад. Многих повеселила. Никаких претензий на ущемленные авторские права или подтасовку фактов в адрес редакции и лично мне высказано не было. Спустя месяц вдруг гром и молнии. В. Мамышев (Монро) обвиняет меня в непрофессионализме, идеологическом заказе и пишет гневную отповедь.
Почему так вышло? Чужая душа -- потемки. Знаю только, что для художника, живущего у нас, будь он академист или неоакадемист, перформансист или реалист, быть свободным -- слишком большая роскошь. В России теперь функционирует новый «идеологический отдел КПСС», последний оплот «Большого стиля» в искусстве и жизни -- Академия художеств под председательством З.К. Церетели. Все у нее под контролем. Не прогнешься -- не выживешь. Из-за отсутствия рынка Академия остается принципиальным источником экономической прибыли для многих, в том числе «актуальных» художников. Увы и ах...
Всю ответственность за публикацию от 4 ноября беру на себя. Письмо художника Владислава Мамышева (Монро) публикуется ниже без сокращений и исправлений.
«Зураб Константинович Церетели помимо личной невероятной работоспособности и долгой жизни в искусстве уделяет немало внимания современному искусству вообще. Я знаю очень много художников, которым, несмотря на личные пристрастия, он реально помогает дойти до зрителя. Первый и единственный в нашей стране музей современного искусства на Петровке, который создал и курирует Зураб Константинович, в высшей степени профессионален и независим. Только здесь сейчас возможно увидеть историю и развитие отечественного авангарда, оценить мастерство и многообразие стилей в творчестве наших современников. В частности, лично мне доставляет большую гордость то обстоятельство, что мои работы, выставлявшиеся в 1997 г. в гос. Русском музее, с 1999 г. находятся в постоянной экспозиции музея Церетели. И я дорожу знакомством и дружбой как с самим Зурабом Константиновичем, так и со многими его сотрудниками, талантливыми и грамотными искусствоведами. В пику им непрофессиональный критик из уважаемой газеты «Время новостей» допустил грубую ошибку, подписав свой памфлет «Узники Зураба» в № от 04.11.02 моим именем, вероятно, пытаясь так избежать ответственности. Я прошу у читателей извинения за недобросовестность этого человека.
Владислав Мамышев (Монро), известный художник и артист».