|
|
N°218, 26 ноября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Президентом Эквадора стал полковник-спортсмен
Его соперником был банановый король
«С этого момента и впредь я буду лучшим президентом Эквадора», -- заявил вчера Лусио Гутьеррес (на снимке), узнав результаты народного волеизъявления. Во втором туре президентских выборов левый полковник-путчист набрал 54% голосов против 46% у правого олигарха Альваро Нобоа. Выборы сопровождались извержением вулкана Эль-Ревентадор и взрывом армейских арсеналов в городке Риобамба.
Двум предыдущим законно избранным президентам страны не удалось усидеть в кресле до конца срока. В обоих случаях Гутьеррес сыграл в этом не последнюю роль. В 1997 году президент Абдала Букарам по прозвищу Псих был смещен с поста парламентом «за умственную неспособность» управлять страной. Будучи его адъютантом, Лусио Гутьеррес отказался защищать президентский дворец. В 2000 году Гутьеррес возглавил мятеж, приведший к отставке другого президента, Хамиля Мауада, в течение трех часов он исполнял обязанности главы государства. А потом, проведя 120 дней в заключении, начал политическую карьеру всерьез.
Американский посол в Эквадоре распространил слух, что деньги на раскрутку Гутьерреса получены от Уго Чавеса и Фиделя Кастро. «Чушь», -- отвечает новый президент. Гутьеррес вообще не любит сравнений с Чавесом, хотя внешне он на него очень похож: такой же мускулистый, загорелый, уверенный в своем историческом предназначении спортсмен, чемпион Южной Америки по пятиборью. Ревностный католик, Гутьеррес признает: «Если бы не армия, я бы надел сутану». 45-летний отставной полковник прибыл на избирательный участок в традиционной униформе армейского цвета и лишь с этого дня пообещал сменить ее на гражданский костюм: «Внешне я форму сниму, но внутренне я расстанусь с ней только после смерти».
Лусио Гутьеррес был первым в выпуске военной академии, первым в изучении профессии инженера. Он признает, что любит мультфильмы, а его любимая кинокартина -- «Тарзан». Новый эквадорский лидер любит молоко, но после начала президентской гонки, по признанию жены Химены, «перестал его хорошо переваривать». Кроме того политика сделала его рассеянным: на избирательный участок он забыл принести удостоверение избирателя.
«Этот хамелеон знает об экономике столько же, сколько я об артиллерии», -- заявляет его соперник, магнат Альваро Нобоа. Его отец, знаменитый Дон Луис, наводнил рынок соцстран бананами, но перед смертью постарался лишить сына наследства. Адвокаты вернули его Альваро, и тот увеличил капитал до достойных 1,2 миллиарда. Как заметила The Wall Street Journal, «эго Нобоа больше его кораблей-банановозов». А среди работников банановых плантаций, в том числе детей, ходит поговорка: «Все для одного и ничего для всех». Второй раз Нобоа проигрывает президентские выборы, но обещает вернуться через четыре года.
«У меня нет идеологии, я только борюсь за бедных», -- говорит Лусио Гутьеррес. И обещает продолжать долларизацию национальной экономики, сбившую инфляцию, но оставившую 70% 12-миллионного населения Эквадора на грани бедности. Два миллиона человек за последние годы покинули страну. По уровню коррупции Эквадор уступает в Латинской Америке только Парагваю. Гутьеррес обещает пожизненное заключение чиновникам, присвоившим более 5 тысяч долларов, но с сомнением относится к приватизации: «Плохой опыт был в Латинской Америке. Страны, в которых ее провели, остались и без денег -- их разворовали, и без собственности».
В воскресенье в Эквадоре задержано 1066 человек за нарушение сухого закона -- в день голосования нельзя принимать алкоголь. В городе Кеведо избирателей разогнал вырвавшийся на волю взбесившийся бык. А в США смещен с поста одиозный помощник госсекретаря по межамериканским делам Отто Рейч. Несмотря на его воинственную риторику, в Латинской Америке один за другим к власти приходят левые президенты -- это произошло в Бразилии, Боливии и Эквадоре.
Андрей ЗЛОБИН