Напряженность в отношениях «Газпрома» с «Итерой» стремительно нарастает. В прошлом номере
газета «Время новостей» рассказала читателям о целом ряде шагов, которые предпринимает концерн-монополист для вытеснения в прошлом дружественной компании с рынков СНГ. Вчера же «Газпром» официально признал, что намерен потеснить «Итеру» с рынков бывших советских республик. А «Итера» отреагировала безадресными обвинениями о том, что ее пытаются поссорить с концерном.
Зампред правления концерна Александр Рязанов заявил на брифинге: идут переговоры с Украиной о том, чтобы оператором по транзиту туркменского газа в объеме 30 млрд кубометров в год, стал «Газпром», а не «Итера». «Мы справимся с этим контрактом», -- сказал топ-менеджер компании. А начальник департамента маркетинга, переработки газа и жидких углеводородов Кирилл Селезнев добавил, что концерн осуществит поставки гораздо лучше, видимо, намекая, на невозможность ограничения поставок, которые «Газпром» недавно для «Итеры». По словам представителей концерна, компания Игоря Макарова задолжала 30 млн. долл. за транзит газа на Украину. Впрочем, в «Газпроме» категорически отрицают связь между «отключениями» от трубы и желанием «Газпрома» вернуть себе отданные на откуп «Итере» рынки стран СНГ. В то же время источник в компании заявил газете «Время новостей», что ситуация, когда компания-конкурент, не оплачивая вовремя транзит, получает преимущество перед «Газпромом» за его же счет, ненормальна. Если «Итера» нашла схему поставлять газ на Украину по 50 долл. за тысячу кубов, покупая его в Туркмении по 40 долл., учитывая, что транспортировка до российско-украинской границы стоит 25 долл., никаких вопросов к ним не возникнет. Но тогда работать им придется себе в убыток. Сейчас же получается, что «Газпром», который пытается договориться с Туркменбаши, находится в изначально не выгодных условиях.
Отвечая на вопрос газеты «Время новостей» г-н Селезнев сообщил, что за последнее время он несколько раз летал на переговоры в Ашхабад по вопросам экспорта туркменского газа в Западную Европу, участия «Газпрома» в разработке месторождений в туркменском секторе Каспия на условиях СРП и т.д. «Туркмения готова прямо на следующий год продать нам 90 млрд кубов», -- заявил он. Но, по его словам, российский концерн категорически не устраивает цена - 40 долл. за тысячу кубометров, поскольку тогда его придется продавать в той же Германии по 160 долл., что нереально. Газпромовские предложения заключаются в том, чтобы газ поставлялся в рамках долгосрочных контрактов take or pay, а закупочная цена составлялась исходя из следующей формулы: цена на границе с Германией (около 93 долл.) минус затраты на транспорт минус инвестиционная составляющая и минус норма прибыли «Газпрома». «Мы готовы купить туркменский газ по 20-22 долл., -- подчеркнул г-н Селезнев - Но при этом отдаем себе отчет, что в следующем году объем будет небольшим, в районе 2-3 млрд кубометров». Очевидно, что продавать газ по такой цене в Ашхабаде, если и согласятся, то только при отсутствии альтернативы в виде «Итеры».
В свою очередь, пресс-служба компании Игоря Макарова выступила вчера с длинным и резким официальным заявлением, суть которого можно свести к следующему. По информации «Итеры», в целом ряде российских и зарубежных СМИ готовятся заказные материалы, имеющие цель «извратить характер и содержание взаимовыгодного сотрудничества между ОАО «Газпром» и МГК «Итера». «В проектах отдельных «статей», в частности, содержатся абсолютно лживые пассажи о, якобы, имеющихся у «Итеры» намерениях раскрыть некую «чувствительную для «Газпрома» информацию в связи с «возникшими неразрешимыми противоречиями» в отношениях между двумя компаниями», -- говорится в обращении. В нем также содержится предположение, что «инициаторов (кампании - Ред.), в первую очередь, не устраивает сложившаяся к настоящему времени надежная схема газоснабжения в России, других государствах СНГ и Балтии, базирующаяся на взаимовыгодном сотрудничестве между «Итерой», «Газпромом» и другими национальными энергетическими компаниями». В компании отказались называть «инициаторов», сославшись на недостаток доказательств. При этом и в «Итере» категорически отвергают возможную заинтересованность «Газпрома» в вытеснении ее из СНГ.