Время новостей
     N°218, 26 ноября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.11.2002
Заложники требуют денег
Жертвы теракта на Дубровке хотят отсудить у столицы 2,5 млн долларов
Бывшие заложники из Театрального центре на Дубровке не удовлетворены размером компенсаций, предложенных городскими и федеральными властями. В понедельник двое зрителей «Норд-Оста» подали в суд на правительство Москвы с требованием компенсировать нанесенный им моральный и материальный ущерб. 19-летняя Александра Рябцева, которой из-за тяжелых травм, полученных во время штурма, грозит вторая группа инвалидности, и ее отец Александр Рябцев оценили нанесенный им ущерб в миллион долларов каждый. К семье Рябцевых присоединился Петр Сидоренко, сын которого Юрий погиб во время спецоперации в Театральном центре. Пенсионер, лишившийся единственного кормильца в семье, хочет через суд взыскать с Москвы 500 тысяч долларов. В общей сложности истцы хотят отсудить у столицы 2,5 млн долларов. Напомним, что городские власти сразу после трагических событий на Дубровке обещали выплатить каждому пострадавшему по 50 тыс. рублей и по 100 тыс. рублей семьям погибших.

По словам адвоката Игоря Трунова, представляющего в Тверском суде Москвы интересы всех трех истцов, претензии были выдвинуты на основании закона «О борьбе с терроризмом», из которого следует, что отвечать за нанесенный моральный и материальный ущерб должны власти того региона, где был совершен теракт. Г-н Трунов подчеркнул, что требования истцов представляются ему вполне «реальными и обоснованными» -- в России, по словам адвоката, уже были случаи, когда за нанесенный моральный ущерб выплачивался миллион долларов. Что же касается денег, которые выплачивает пострадавшим правительство Москвы, то, по мнению г-на Трунова, это скорее «благотворительная помощь, а не компенсации».

Столичные градоначальники, похоже, были совершенно не готовы к подобному развитию событий. По мнению начальника Государственно-правового управления мэрии Москвы Геннадия Пономарева, предсказать возможное развитие данного судебного процесса невозможно. «Правительство Москвы и правовое управление рассмотрят доводы истцов, изучат юридическую сторону вопроса, только после этого можно будет говорить о какой-то позиции столичных властей, -- сказал г-н Пономарев в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей». -- Нам искренне жаль всех, кто пострадал от теракта на Дубровке, но материальные претензии бывших заложников мы будем внимательно изучать».

Примечательно, что материальные претензии властям были предъявлены вскоре после того, как общественная комиссия «Союза правых сил» опубликовала результаты своего расследования трагических событий. Напомним, что выводы комиссии серьезно отличаются от официальных оценок. В частности, в докладе говорится, что большое количество жертв было вызвано халатностью и нерасторопностью чиновников, отвечавших за организацию медицинской помощи заложникам. В беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» первый заместитель руководителя фракции СПС Борис Надеждин признал, что именно публикация заключения комиссии могла способствовать выдвижению материальных претензий к властям. Однако г-н Надеждин отрицает, что иск против правительства Москвы инициирован или поддерживался фракцией СПС.

В любом случае именно в ходе этого судебного процесса может выясниться, насколько точны выводы и оценки СПС. Как считает полномочный представитель правительства в Конституционном, Верховном и Высшем арбитражном судах Михаил Барщевский, «если истцы ссылаются на то, что правительство Москвы не приняло необходимых мер по обеспечению медицинской помощи заложникам, то исход дела будет зависеть от доказательств». Но, по мнению депутата фракции «Яблоко» Сергея Попова, доказать вину конкретных чиновников будет довольно сложно. «Это дело будет иметь очень большие юридические трудности, а само рассмотрение может оказаться весьма скучным», -- сообщил депутат корреспонденту газеты «Время новостей». В любом случае, по мнению г-на Попова, взыскать компенсацию в таком размере будет практически нереально, поскольку «сумму устанавливает судья, а не истцы», а в обычной судебной практике речь идет о нескольких тысячах рублей. В исключительных случаях -- о десятках тысяч.

Ольга КОЛЕВА, Кирилл МИХАЙЛОВ
//  читайте тему  //  Теракт на Дубровке