|
|
N°218, 26 ноября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Благородный Китай
Российские металлурги довольны установленными Пекином пошлинами на прокат
Правительство Китая вчера окончательно утвердило комплекс мер по ограничению доступа импортной стали и проката на внутренний рынок. В течение двух с половиной лет (с 20 ноября 2002 года по 20 мая 2005 года) зарубежные производители металлопродукции смогут ввезти в Поднебесную 37 млн т проката. Российская квота составляет в совокупности 4,4 млн т горяче- и холоднокатаного проката. При этом доля более дорогого холоднокатаного проката внутри квоты достаточно велика -- около 2,05 млн т.
Согласно новым правилам в ноябре 2002 -- мае 2003 года российские экспортеры смогут поставить в Китай 388 тыс. т холоднокатаного проката, с мая 2003 по май 2004-го -- 804 тыс. т, а в 2004--2005 гг. -- порядка 844 тыс. т. В том случае, если российские поставщики превысят размер квоты, в первом отчетном периоде (ноябрь 2002 -- май 2003 года) им придется заплатить на таможне специальную пошлину в размере 22,4% от стоимости каждой лишней тонны. Во втором и третьем отчетных периодах -- 20,6% и 19% соответственно. Впрочем, отечественные металлурги сомневаются, что им придется столкнуться с этими пошлинами, -- дело в том, что российский экспорт металлопродукции в Китай в последнее время был ограниченным (600 тыс. т холоднокатаного и 1,5 млн т горячекатаного проката в 2001 году) и никогда не превышал 9% от объема ежегодного импорта проката в Китай.
По данным Минэкономразвития, нынешняя российская квота на поставку проката в Поднебесную позволит отечественным производителям увеличить свое присутствие на китайском рынке импортного проката до 13,1%. Кроме проката России удалось также договориться с Пекином и по другим видам российского стального экспорта -- пруткам и слябам, поставки которых не будут квотироваться и облагаться специальными пошлинами.
По мнению аналитиков и представителей компаний, которые экспортируют свою продукцию в Китай (НЛМК, «Северсталь», «Магнитка», НТМК, ЗапСиб), весьма благоприятный исход длившихся почти год переговоров с Китаем объясняется хорошими отношениями на межгосударственном уровне, а также тем, что Китай не рассматривает Россию как конкурента своему национальному производителю. В отличие от тех же Кореи, Тайваня, Японии или Бразилии.
«Я не думаю, что китайцы, когда вводили ограничительные меры на импорт стали и проката, ставили себе целью защититься от нашего импорта, -- говорит аналитик ИБГ «НИКойл» Вячеслав Смольянинов. -- Они защищались от тех излишков металла, которые в первой половине этого года были вытеснены с американского рынка. Кроме того, не стоит забывать, что в настоящее время в Китае в отличие от остального мира происходит бурный рост производства стали и проката. При такой ситуации лишний импорт им оказался не нужен».
По мнению вице-президента Союза металлоэкспортеров России Владимира Печека, «Китай повел себя благородно». «Это результат уважительных отношений между Москвой и Пекином, -- говорит он. -- И, думаю, здесь дело не в том, что в Китае нас не рассматривают как угрозу национальному производителю. Просто мы сумели договориться».
Дмитрий ПОНОМАРЕВ