|
|
N°218, 26 ноября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На портянки денег хватит
Военные получили меньше, чем хотели. Но больше, чем надеялись
Государственная дума в третьем чтении одобрила проект бюджета-2003. Теперь его можно считать принятым нижней палатой, поскольку четвертое чтение будет посвящено техническим вопросам и никак не изменит его сути. Особый энтузиазм главный финансовый документ страны вызвал у ведомства №187 -- под таким номером значится в проекте бюджета-2003 Минобороны. Если еще в прошлом году в процессе обсуждения глава Генштаба Анатолий Квашнин говорил о «закритичном состоянии» армии, то на этот раз отмечается взаимопонимание между Минобороны и правительством. Генштаб усмотрел также «обнадеживающую тенденцию ежегодного увеличения средств на национальную оборону».
Депутаты доверие оправдали. В следующем году на нужды военного ведомства запланировано 345,7 млрд руб. -- второе место после раздела «Финансовая помощь бюджетам других уровней». На правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства (четвертое место) предусмотрено выделить 244,7 млрд руб.
Начальник вооружения Российской армии заместитель министра обороны генерал-полковник Алексей Московский высказался в том духе, что при всей компромиссности военной составляющей бюджета она обеспечивает выполнение утвержденной в этом году президентом долгосрочной Государственной программы вооружений до 2010 года. То есть на деле поддерживает развитие вооружений и военной техники всех видов и родов войск. А еще недавно, как рассказал газете «Время новостей» осведомленный источник в Думе, на закрытых слушаниях в Госдуме, когда депутаты попытались «снять» с бюджетной статьи на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в военной сфере 1,6 млрд руб., г-н Московский взмолился: «Да у нас и без того за 10--15 лет не разработано ничего нового!»
Сегодня генерал удовлетворен. И на это есть причины. Госдума настоятельно рекомендовала правительству включить в государственный оборонный заказ расходы на финансирование научно-исследовательских разработок в организациях Минобороны. Кабинету министров также поручено уточнить нормы снабжения военнослужащих вещевым имуществом и определить порядок выплаты денежной компенсации. 3 млрд будет выделено на антитеррористическую деятельность и 1,5 млрд -- на закупку вооружений, военной техники и финансирование НИОКР в интересах российских спецслужб. Появилась надежда, что воевавшим будут, наконец, выплачены «боевые» деньги.
Парламентариями не забыта даже программа «Государственные жилищные сертификаты», на фоне которой еще недавно активно раскручивал пиар-кампанию Борис Немцов и которая сегодня заменена шумным политиком инициативами в области призыва. В первом квартале следующего года правительство должно разработать меры по повышению эффективности этой программы.
Проект бюджета-2003 уже называют полупрозрачным -- в нем открыты более 60% ранее засекреченных статей. К примеру, из целевой статьи 613 можно узнать о расходах, необходимых для перехода к комплектованию армии преимущественно по контракту. По ней «ведомству 187» выделяется 1 млрд 200 млн 270 тыс. руб. Из 15 российских силовых ведомств в тени остаются только ФСБ, СВР, главное управление специальных программ президента, ФСО, ФАПСИ и некоторые оборонные агентства.
Критики бюджета отмечают нелогичность или непрописанность некоторых его статей. Например, в приложении №20 изложен перечень законов, действие которых приостанавливается в 2003 году. Среди них п. 5 ст. 30 закона «О воинской обязанности и военной службе». Это означает, что бюджетом не предусмотрены деньги на медицинское освидетельствование призывников. Но этого даже в случае перехода армии на контракт не может быть в принципе! Подобные шероховатости предполагается устранить в четвертом чтении.
Парламент не собирается отдать на откуп военным расходование запланированных денег. Счетной палате поручено проверить эффективность и целевое использование бюджетных средств, выделенных Минобороны в 2001--2002 годах на фундаментальные и прикладные исследования.
Совет Федерации планирует рассмотреть проект главного финансового документа 18 декабря, после чего его должен будет утвердить президент.
Николай ПОРОСКОВ